Здравствуй и прощай, "химическая республика"!
Текст: Людмила Бортник
Березники - дитя первых пятилеток, советской индустриализации. Он знал великие порывы энтузиазма; тоску и горечь лагерного труда, надежду; испытал гордость победителя; ощущал силу и мощь корифея химической индустрии. Здесь появились люди особого склада – люди с березниковским характером.
Чему обязан город своей судьбой? Безусловно, в первую очередь уникальному сочетанию природных ресурсов: залежам калийных солей, развитому содовому производству, близости месторождений известняка, мест добычи угля и производства кокса, возможности получения уральского серного колчедана и вятских фосфоритов, а также обеспеченности водой, железнодорожным и водным транспортом. Особенно впечатляют геологические запасы каменной соли – более трех триллионов тонн – астрономическая величина!
А ведь калийно-магниевые соли - это не только удобрения, что немаловажно само по себе, но еще титан, магний, бром, йод, рубидий, цезий и другие редкие элементы. При этом соли залегают здесь относительно неглубоко и отличаются высоким качеством.
Ошеломляющее открытие
Интересно, почему до 1929 года месторождение не разрабатывалось, а столь необходимые калийные удобрения добывали из золы подсолнечника или завозили из Германии? Ведь еще в 1896 году «диковинная красная соль» демонстрировалась на Всероссийской Нижегородской промышленно-художественной выставке и заинтересовала петербургских сотрудников горного института, обнаруживших в ней калий. Очевидно свою роль здесь сыграли немецкие ученые, сумевшие убедить российские правительственные и промышленные круги в том, что залежи калия есть лишь в Германии.
Кстати, в то время в руках немецких заводчиков находилось 99% его мировой добычи1.
О своей соли вспомнили лишь в годы I мировой войны, когда вместе с ввозом калия из Германии прекратилось и лоббирование немецкими геологами своей калийной промышленности на территории России.
Однако разведка месторождения затянулась. С окончанием гражданской войны небольшие средства были отпущены на геологоразведочные работы уже советской властью. Это позволило профессору Павлу Ивановичу Преображенскому 6 октября 1925 года сделать, как он сам выражался, «ошеломляющее» открытие Верхнекамского месторождения калийных солей.
Это месторождение, а также политика форсированной индустриализации советского правительства окончательно определили судьбу города и направление его развития – создание новейшего химического производства.
Размах
Строительство города началось со строительства Березниковского химического комбината (ныне ОАО «Азот»). Этот объект входил в число двенадцати наиболее значимых, находящихся на личном контроле С. Орджоникидзе. В мае 1930 года шли подготовительные работы: строились бараки, сносился старый солеваренный завод, сооружались заводы силикатного и красного кирпича, механический завод и другие вспомогательные предприятия.
О размахе строительства можно судить по количеству занятых на нем людей – более 15.000 рабочих и около 2.000 служащих. В ходе строительства, монтажа и пуска объектов комбината наряду с успехами имелись и трудности. Катастрофически не хватало рабочих рук. Это объяснялось тяжелыми условиями труда и острой нехваткой жилья. Документы, хранящиеся в Государственном общественно-политическом архиве Пермской области, свидетельствуют, что особые сложности были у работающих на подсобных производствах. Так, рейд по лесозаготовительным предприятиям выявил обстоятельства, препятствующие выполнению плана: «мужчины и женщины размещены в одних бараках, сушилок нет. Одежда, обувь и нередко сбруя просушиваются в этих же помещениях. Везде, как правило, недостаточно или вовсе нет освещения. Обедают люди в том же бараке, где и спят. Не достает ложек, пища подается в темноте, чем усугубляется антисанитария».
С 1928 года для решения проблемы обеспечения предприятий и новостроек рабочей силой согласно постановлению СНК СССР началось использование труда заключенных. В то время большинство этих людей были осуждены по политическим статьям. Они не были уголовниками, стремились к реабилитации и были добросовестными работниками.
Социалистический штурм
История сооружения Березниковского химического комбината - это история самоотверженной работы его строителей. Темпы строительству были заданы невероятно высокие, реальная жизнь их продлевала. Однако планы требовалось выполнять любой ценой. Здесь на помощь приходила психология военного времени. Большинство специалистов еще недавно вернулось с гражданской войны. Строительство завода было для них продолжением борьбы за новую жизнь. Казалось, еще одно усилие, последняя атака и сбудется вдохновенная мечта о новом прекрасном городе.
Ради этого и был организован 21 августа 1930 года Штаб социалистического штурма при Березниковском химическом комбинате. Документы той поры рассказывают: ... «все инженерно-технические работники завода считают себя добровольно мобилизованными. Организованы штурмовые сменные тройки из актива рабочих, введено представление рапортов в Штаб завода от каждой смены. Принято решение о том, что все случаи нарушения трудовой дисциплины будут рассматриваться товарищескими судами в 24 часовой срок. Мобилизована редколлегия, которая начала выпускать стенгазету «Тревога». Ячейка ВЛКСМ организует свои отряды легкой кавалерии в поддержку Штаба социалистического штурма».
Что русскому здорово...
В конце 1930 года на строительных объектах начался монтаж оборудования, около 40% которого поступало из-за рубежа и монтировалось с привлечением иностранных специалистов. Расчеты шли через Берлинский банк. Подавляющая часть специалистов и рабочих были из Германии, лидера калийной промышленности тех лет. Специалисты-химики и горняки были и из других стран: Англии, США, Австрии, Венгрии, Чехии. Одни приехали в Россию как представители фирмы для монтажа оборудования, других пригласили консультантами на строительство. Были среди них и такие, кто приехал по идейным соображениям – помочь России строить новое общество, они были особенно активны в передаче своего опыта молодым русским специалистам, проводили для них технические совещания, вели кружки.
Но были и другие, об одном из них магдебургская газета «Фольксштимме» 16 апреля 1931 года поместила статью, в которой говорилось, что этот человек приехал в Россию «ярым» коммунистом, а вернулся в Германию с огромной радостью - шестимесячные мытарства на Березниковской стройке «излечили его от коммунистических идей». Недаром русская пословица гласит: «Что русскому здорово, то немцу смерть». Он вспоминал, что на его российский заработок – 200 рублей в месяц прожить было невозможно. Это при том, что для иностранцев были выделены специальные дома с удобствами, «некоторые даже с ванной и ватерклозетом», специальные магазины с особым ассортиментом Союзнаркомснаба и установленными нормами, в которые входили такие продукты, как сыр, кофе, колбасные изделия, ветчина, семга, осетрина, икра зернистая, сигареты, масло, яйца, мясо и т.д.
Они не сумеют
Зарплата местных рабочих в то время не достигала 150 рублей, а ассортимент продуктов, выдаваемых по карточкам, был принципиально другим, да и регулярности при этом не было.
Не случайно в статье «Калийная индустрия в Советской России», помещенной в немецкой газете «Пролетарий», вышедшей 31 октября 1931 года в Ганновере, говорилось: «Еще много воды потечет вниз по Каме, прежде чем русские калийные предприятия заработают как следует». Социально-экономический анализ развития Березников журналистом газеты давался крайне пессимистичный – начиная с ужасного климата, дорог, состояния техники, рабочей силы, охраны труда и до бытовых и культурных условий жизни в городе. Вывод же делался абсолютно категоричный: «Русская калийная промышленность не сумеет стать конкурентоспособной немецко-французской».
А вот накося-выкуси!
Однако прошел всего лишь год и строительство комбината было завершено. Это было событие знаковое - большая победа. Березниковский химический комбинат вступил в строй. Он стал гигантом химической промышленности своего времени. Константин Паустовский, побывавший в городе перед его пуском в 1932 году был настолько потрясен масштабами предприятия, что назвал его «химической республикой».
Цена победы была известна лишь строителям, специалистам, пускавшим производство, и его первым руководителям. Их имена навсегда вошли в историю города, их здесь знают и помнят: начальника строительства и управляющего трестом «Союзкалий» В.Е. Цифриновича, начальника комбината М.А. Грановского, главного инженера строительства Н.О. Галушко, знатного бригадира, первостроителя Мирсаида Ардуанова. Они в числе двадцати других ударников строительства были награждены орденом В.И. Ленина.
Город строится
Химический комбинат играл главную градообразующую роль. Вокруг него в уже 1929 году началось городское строительство. На центральных улицах поднимались благоустроенные дома, а рядом с ними – фабрики-кухни, школы, больницы, Дворцы культуры, знаменитый кинотеатр «Авангард». 20 марта 1932 года ВЦИК постановил объединить несколько разрозненных поселков на левом берегу Камы – Дедюхино, Зырянку, Ленву и другие в город Березники.
Город рос и расцветал – в нем появились свои аллеи и знаменитый сквер с фонтаном и гипсовыми фигурами. Город был гордостью строителей; всем, кого он приютил, казался самым современным, молодым и красивым. Люди полюбили его, тысячи человек, приехавшие на строительство комбината, обрели здесь новую родину, стали березниковцами.
Вместе с городом продолжало расти и развиваться химическое производство, новейшие достижения науки и техники осваивались молодыми специалистами.
И вот мы празднуем уже 70-й юбилей. Безусловно, судьба города неотделима от судьбы страны. Новые «экономические ветры» закружились и над «химической республикой»; но очень бы хотелось верить, что она вновь проявит свой березниковский характер и выстоит в мировых калийных войнах.
Автор: ведущий специалист отдела информации, публикации и научного использования документов Государственного общественно-политического архива Пермской области
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
история
-
Два года назад на обочине дороги, ведущей из Березников в Усолье, был установлен поклонный крест в память о двух разрушенных церквях бывшего поселка Дедюхино
-
Почему в России не стали отмечать 111-ю годовщину Первой русской революции?
-
Почему режим, который правит в Венесуэле уже 17 лет и который до сих пор честно выигрывал все выборы, вдруг провалился с таким треском
-
Церковь пытается привлечь к расследованию «царского дела» историков-конспирологов
-
В селе Пыскор, в день памяти преподобного Трифона Вятского, в действующем храме Свято-Трифонова скита был престольный праздник
История
-
Два года назад на обочине дороги, ведущей из Березников в Усолье, был установлен поклонный крест в память о двух разрушенных церквях бывшего поселка Дедюхино
-
Почему в России не стали отмечать 111-ю годовщину Первой русской революции?
-
Церковь пытается привлечь к расследованию «царского дела» историков-конспирологов
-
Те, кто ищет в истории лишь вечного подтверждения превосходства своей страны и своего народа, - не озабочены ни историей, ни страной
-
Подоходный налог по историческим меркам – явление очень новое
-
В селе Пыскор, в день памяти преподобного Трифона Вятского, в действующем храме Свято-Трифонова скита был престольный праздник
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин