Гражданин начальник

Он родился в Брестской области Белоруссии, но большую часть жизни живет в Березниках. Он рос в семье простого рабочего, а закончил две академии. Он ловил преступников, получил за это орден, возглавлял зональный отдел по борьбе с организованной преступностью и Управление внутренних дел нашего города и хотел стать депутатом городской Думы. Теперь он руководит службой по управлению персоналом ОАО "Азот". Он - человек с нетипичной для Березников, но известной всему городу фамилией - Муфель. Анатолий Павлович Муфель.

- Анатолий Павлович, как у Вас прошли новогодние праздники?
- Спокойно. С кашлем боролся. Заехал на один день на службу, с документами поработать. На заводе, наверное, так и должно быть. Каждый рабочий знает, что ему крутить-вертеть. А раньше-то все дни только и было бы: "Товарищ полковник… товарищ полковник…", звонки, вызовы, хоть днем, хоть ночью.

ВРОДЕ КАК РОБИН ГУД
- Анатолий Павлович, мало кто в Березниках привык к тому, что Вы гражданский человек. Для большинства знающих Вы все равно воспринимаетесь как милиционер, пусть теперь на пенсии. А Вы с детства хотели служить? А как вообще детство прошло?
- В неполных семь лет меня привезли в Березники родители. Они, кстати, приехали сами, не высланы, не сосланы. Детей было четверо. Жили в Верхнем Семино, где сейчас управление "Уралкалия". Школа у меня сперва была № 14. Деревянная такая, полудеревенская. Возле Семинского клуба находилась. Когда четыре класса закончил, открылась нынешняя школа № 28. Там закончил восемь классов. Решил жить самостоятельно. Ушел в ПТУ-47 на электрослесаря. Параллельно учился в вечерней школе, училище закончил с повышенным разрядом. Был направлен на Второй Калийный. Отслужил в армии. Там закончил школу специалистов связи в Полтаве. Закончил с отличием. Был послан в Московский военный округ, в отдельный батальон Генерального штаба. Закончил службу начальником автоматической телефонной станции. Мне очень нравилось быть военным. Можно было там карьеру сделать. Но вернулся в Березники. Устроился на Содовый завод в цех КИПиА. Затем решил почему-то в милицию пойти.

- Сами решили, да? Не то, чтобы комсомол направил или какие-то важные люди попросили?
- Сам. У меня как-то всегда в характере было за справедливость стоять. Еще когда в школе учился, был вроде как Робин Гуд, заступался за других. Физически был крепким, занимался боксом.

УВИДЕЛ ТАМОШНИЙ ИДИОТИЗМ
- А почему в армии не остались?
- Увидел тамошний идиотизм. Не говорю, что вся армия состоит из идиотов, но есть там такие отдельно взятые. Один особенно запомнился. Плац между казармами, где мы жили в Полтаве, был немного под уклон. Какие-то умники сделали, у нас ведь много умников. А зима там неустойчивая, снег то тает, то замерзает. Плац стал гладкий, как стекло. Вот этот офицер командует: «делай раз!» Солдат ногу тянет-тянет, скользит-скользит, и падает. И так это командиру интересно, так весело. Вместе с прапорщиками: ха-ха-ха! Вот, а я не падал почему-то. Наверное, потому что боксер был. Но все-таки упал… с его помощью. А потом он упал… Поэтому я школу связи рядовым закончил. Троечники - сержантами, а я, отличник - рядовым. Да это ладно, мог быть дисбат. Помогло происхождение. Начальник учебного центра был во время войны лейтенантом в Брестской крепости.

- Но зато милицейская карьера сложилась…
- Если помните, начальником Березниковской милиции был Владимир Яковлевич Погудин. Он говорил мне: "Толя, ты-то как здесь оказался?" А как я оказался? Закончил школу милиции в Елабуге на одни пятерки. Был там командиром взвода, лучший взвод был у меня. Высшее образование получил в Перми. В 1979 году приехал в Березники инспектором уголовного розыска. Уже через полгода поступил в академию МВД. Потом еще закончил академию управления. Карьера была достаточно быстрая.

- В России можно проверить человека, в том числе и по тому, как он относится к своему предшественнику. Вы заменили на посту начальника УВД Юрия Федоровича Брагина…
- Когда я заступил на должность начальника УВД, я не критиковал Юрия Федоровича. И так все знали его плюсы и минусы. Он был замечательный, душевный человек, мы с ним здорово дружили. Как замполит он был бы особенно хорош. Но он по роду предыдущей работы не был милиционер. И ему было трудно. Особенно в силу его огромной ответственности. Он мне говорил: меня сюда партия направила, а это должен быть твой кабинет, я сейчас его закрою, и пока ты не согласишься, не открою. Вот так мы и жили. Думаю, неплохо.

Я ЕМУ ГОВОРЮ: «ТЫ ПОДЛЕЦ»
- А почему, несмотря на быструю карьеру, не стали генералом?
- У нас вообще очень дурная система. Если человек что-то делает лучше, чем остальные, вокруг него начинают плести интриги и так далее. Надо радоваться его успехам, идти за ним, спасибо ему сказать, учиться у него. Ничего подобного, таких людей просто выживают.
Когда город стал политизироваться, тогда пошли вранье и цинизм. Я поднимал вопросы разной направленности, направлял информацию в прокуратуру, властям для решения.

И позже, когда некоторые высокие руководители стали ставить борьбу с преступностью на коммерческую основу, считать, сколько денег выделено милиции и какой это дает результат, я возражал. Я говорил, вы забываете, что преступность - это социальное явление. На него влияют сотни критериев. И из них милиция может влиять только на пятую часть. Я спросил тогда, почему в благополучном крае достаточно высокий уровень преступности? А может, одной из причин высокой преступности является как раз бедность масс? И не только материальная, но и духовная.

Когда-то я предлагал сделать фильм про наркоманию, показать, как человек ломается от нее. Вот он, здоровый малыш, вот он попробовал первый раз, вот у него ломка, а вот он уже труп. Надо-то было всего 60 тысяч на это. Не поддержали. Не потому, что считали это ненужным, а потому что это Муфель предложил. Политика…

- Да, о политике. В книге "Не один пуд соли" о Вас целая глава, замечательный образ создан был. А спустя немного времени после ее появления - литры грязи во время выборов в гордуму. Помнится, это была "борьба с МММ".
- Это очень умные люди делали. После выборов случайно побеседовал с руководителем группы тех пиарщиков. Его дураком не назовешь. Хваткий такой. Но это ум с каким-то извращением. Все думали, что я буду мстить ему, а он мне сказал: "Анатолий Павлович, Вы меня извините, я понимаю, Вы - замечательный человек, я таких ментов не видел. Но это - моя работа, и я ее сделал. Вы, к сожалению, проиграли". А я ему говорю: "Ты подлец. Но ты - высокопрофессиональный подлец".

ПОЧЕМУ НЕ СТРЕЛЯЛ?
- Почему ни при Вашем руководстве, ни после не удалось победить нелегальную торговлю спиртным?
- Потому что нет государственной воли. Раньше тебя поймали за этим два или более раза - спекуляция, до трех лет лишения свободы и штрафы огромные. Потом это все убрали. Человек уходит от ответственности. Штрафы такие, что те, кто этим занимается, могут десять раз в день платить. Одну женщину пятнадцать раз наказывали за подпольную торговлю спиртным, она смеется просто. Мы ведь изымали до тринадцати тонн этой водки нелегальной. Только себе проблемы нажили.

А потом, это же - социальный вопрос. Вопрос ответственности государства. Вот раньше приди на первый пруд в район спасательной станции, там знаешь, что творилось, сколько там народу было? Волейбол, футбол, а пьяных там не было. Потом вдруг на все это не стало денег.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс