Песнь о патриотической картошке

Текст: Татьяна Городецкая

Краевой проект «Покупай пермское!» был запущен в кризисном 2009 году с целью поддержать местных товаропроизводителей, чтобы пермяки покупали именно пермское молоко, пермские колбасы, пермские конфеты. Для привлечения внимания покупателей на все продукты, участвующие в акции, прикрепили ярлычок с улыбающимся мишкой, весело протягивающим нам свои лапы. Наш корреспондент решила выяснить, насколько данный проект полезен для Прикамья, какую дал отдачу. И, естественно, пошла по магазинам...

В торговой сети «Виват» на прилавках с «молочкой» широко представлена продукция Нытвен-ского маслозавода, на упаковке которой красуется медведь синего или красного цвета.

— Вы обращаете внимание при покупке продуктов на знак акции «Покупай пермское!»? — спрашиваю покупательницу, берущую нытвенскую сметану.
— Обязательно. Доверия местным производителям больше. Ведь она свежая. Я часто покупаю нытвенскую сметану, ряженку, сливочное масло. В последнее время нытвенцы стараются, качество стало лучше (особенно масло вкусное), и упаковка удобная, — отвечает она. — Вот только творог подкачал.

Среди лотков с яйцами нахожу продукцию первой категории со знакомым логотипом Чайковской птицефабрики по цене 42 рубля 90 копеек за десяток. Но разбирают ее менее охотно, чем рядом лежащее отборное яйцо деревенское из Удмуртии за 38 рублей 90 копеек.

— В первую очередь я смотрю на цену. Если цена нашей пермской продукции ниже, то предпочту взять ее. Удмуртское яйцо дешевле. А так я большой разницы не вижу, — говорит покупательница-пенсионерка.

По мнению директора магазина «Виват» Елены Кузьменко, жители города в ходе акции не стали больше покупать продуктов питания, произведенных в крае. Приоритеты сохранились, покупатель в своих предпочтениях консервативен, покупает те продукты, в которых уверен, и те, которые уже давно берет. Сама она как покупала кунгурскую молочную продукцию, так и покупает — никакой другой местный сельхозпроизводитель вперед на этом рынке, по ее наблюдению, не вырвался.

В другой крупной торговой сети «Семья» я нашла немного продуктов, помеченных ярлычком «Покупай пермское!». По словам продавцов, хорошо раскупают муку Пермского мукомольного завода, так как она на семь рублей дешевле челябинской «Макфа», а качество не хуже. Веселый мишка красовался на всей продукции пермского ИП Пономарев (пельменях, варениках, хинкали), которая тоже пользуется спросом.

Но все-таки очень многие покупатели выбирают продукты со скидками. Эти акции («Время низких цен», «Социальная цена») имеют успех. Желающих приобрести товар по наиболее низким ценам намного больше, чем истинных патриотов, предпочитающих переплатить, но за пермские товары.

В магазине «Магнит» семейная пара, недолго думая, взяла с прилавка творог агрохолдинга из села Култаево (кизеловский поставщик «Русь»):
— Второй раз берем. Несколько дней назад купили первый раз. Понравилось.
— Действительно, кизеловская молочная продукция разбирается быстро, — подтверждает продавец.

Но логотипа акции на ней я не обнаружила.

А вот этот пример из числа казусов. На овощных развалах в магазинах города лежит продукция, расфасованная в оранжево-зеленые полиэтиленовые пакеты. «Пермские овощи» — польза для вашего здоровья» — гласит надпись крупными буквами, а рядом логотип с улыбающимся медведем. Однако при ближайшем рассмотрении замечаешь на фирменной красочной упаковке наклейку невзрачного вида, из которой узнаешь, что картофель астраханский, лук волгоградский, а свекла выращена агрофирмой из Тюмени. Взять комментарий у переработчика-упаковщика ООО «Пермские овощи» не удалось: указанный на упаковке телефон молчал. Если продавать под маркой акции товар из других областей, это не добавит авторитета пермским производителям, скорее наоборот...

А ЕСЛИ ОФИЦИАЛЬНО
В начале акции «Покупай пермское!» озвучивались такие интересные цифры. Ежегодно население нашего края потребляет продукции, как созданной на территории края, так и привозной, на 160 млрд рублей. Из них порядка 100 млрд — ниша, которую может заполнить местный производитель. То есть фактически территория способна прокормить себя самостоятельно. и если почти 50 процентов мяса и 19 процентов молока, которые мы потребляем, завозятся на территорию края из других областей, то это объясняется тем, что мы не знаем своих производителей. Целью акции было помочь местным товаропроизводителям в продвижении на рынке своего товара, в создании брендов.

Как сообщается на сайте министерства торговли и предпринимательства Пермского края, на сегодняшний день к акции подключились более 370 производителей продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Участники проекта имеют от министерства некоторые преференции. им бесплатно предоставлено право использования логотипа «Покупай пермское!», они могут воспользоваться скидками на изготовление рекламной продукции в рекламных агентствах-партнерах проекта, бесплатно размещать POS-материалы со знаком «Покупай пермское!» в торговых сетях и рекламу в СМИ-партнерах проекта на специальных условиях.

Судя по всему, к акции подключились в первую очередь мало раскрученные товаропроизводители, которые даже не знали что такое "брендинг". Некоторым удалось за два-три года, что акция действует, создать свои бренды: молочная продукция «Ашатли», квашеная капуста ООО «Золотой Ергач», тот же Нытвенский маслозавод под маркой «Покупай пермское!» значительно расширил ассортимент и качество своей продукции, упрочив позиции на рынке продовольствия...

Но в целом акция, начатая в 2009 году и рассчитанная на три года, носила скорее характер психологической поддержки местных товаропроизводителей в период экономического кризиса. Была сделана своеобразная ставка на всенародную солидарность, на прилив патриотических чувств. Сегодня в магазинах уже не увидишь воблеры «Покупай пермское!», которыми еще год назад пестрели все прилавки. Акция потихоньку сходит на нет. Но проблема поддержки местного производства по-прежнему актуальна, только решается она теперь принятием различных программ господдержки малого и среднего бизнеса (агрофраншиза, субсидии). Благодаря этой поддержке за последние три года на березниковский рынок уверенно пришли местные фермеры, производящие в том числе такой экзотичный продукт, как мясо страусов. Этот путь более эффективен, чем просто апелляция к патриотическим чувствам пермяков.Андрей Умеренков, директор ООО УПК «АНДО». Уральский вентиляторный завод: "Наше предприятие производит вентиляторы, приточные установки, в том числе с применением энергосберегающих технологий. В Березниках мы, кажется, единственные, кто стал участником акции «Покупай пермское!». Но какой-либо отдачи, реальной поддержки со стороны краевых властей не ощутили".


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс