Библионочь в Березниках: споры

В Березниках 19 апреля состоялось мероприятие под названием «Библионочь». По итогам акции газета «Березниковский рабочий» опубликовала статью под названием «Бессонница в весеннюю ночь». Мнение журналиста «Березниковского рабочего» приятно вызвало ответную реакцию. Ведь, реакция читателей - это всегда приятно, не так ли? Полагаем, читателям «Иной агзеты» будут небезынтересны оба мнения. Публикуем мнения в порядке очерёдности.

В центральной городской библиотеке прошла «Библионочь – 2013». Цель акции – реанимировать библиотеки и возродить интерес к чтению. Удалось ли это в Березниках?

КНИЖНЫЙ АПОКАЛИПСИС
– Вы поймите, что человек, не бывающий в библиотеке, одинок, он не может общаться с близкими ему по духу людьми, делиться мыслями, – объясняет мне заведующая краеведческой библиотекой Елена Федорова. – В библиотеку люди чаще всего приходят не только за книжками, но и за общением, помощью!

Она говорит с таким жаром, что я понимаю три вещи: Федорова работает в библиотеке давно, свое дело любит и потому даже не допускает мысли о том, что через какие-нибудь десять-двадцать лет библиотеки – какие они есть сейчас – вымрут. Именно любовь часто застит нам глаза и не дает увидеть реальность. Рассуждения о том, что люди будут нуждаться в «духовной пище» и потому не зарастет народная тропа в книгохранилища, мне кажутся такими же отставшими от времени, как и большинство библиотек.

– Мир еще не понял, к чему он пришел с появлением высоких технологий и интернета, – говорит Елена Федорова. – Раньше мы получали духовную пищу, книги в общественном месте, где нам помогали их подобрать, а теперь либо не получаем эту пищу, либо выбираем ее самостоятельно. Тут я хотела воскликнуть: «Потому библиотека не выживет!», но началась «Библионочь».

ОНЛАЙН НЕ ПОТЯНУЛИ
Пришли горожане. В основном, люди старшего поколения, которых приучать читать совсем не нужно: они-то сохранили трепетное отношение к книге, любовь к чтению вообще и к чтению бумажных, а не электронных страниц в частности. Плюс поэты, писатели и библиотекари. То поколение, на которое направлена акция, то бишь молодежь, представляют несколько школьников.

Ровно в семь вечера белоснежный экран в читальном зале оживает: началась онлайн-видеотрансляция из Москвы. Нам показывают выступления директоров крупнейших библиотек страны и организаторов успешных книгоклубов. Зал по ту сторону экрана полон под завязку, наш – наполовину пуст. Там со связью нет проблем, у нас то треск, то шум, то тишина. Женщины-библиотекари их всех сил пытаются устранить неполадки, но у них ничего не получается. В итоге обещанное общение с Людмилой Улицкой, Дмитрием Быковым и Владимиром Познером отменяется.

Расстроенные, разбредаемся по кабинетам и залам библиотеки в поисках чего-нибудь интересного. Интересного в программе много: «Литературное кафе», «Истории со страниц», «ФОТОмногоборье», гадания и многое другое.

УЙДУ ИЗ ЗАЛА
Я иду в «Литературное кафе». Мастера рифмы и ритма разместились за столами, расставленными в форме буквы «П». Стол накрыли сами библиотекари, кое-что из угощений докупали на свои же деньги, и этот заботливо собранный с миру по нитке чайный «пир» важен: он настраивает волнующихся поэтов на выступление.

Поэты сменяют один другого: кто-то декламирует, потом вся компания комментирует творчество декламатора, читает свои стихи уже другой поэт – и далее по кругу. Начинающие поэты, как опоздавшие ученики: садятся с краешку, дожидаются своей очереди, палят стихи скороговоркой, чем заслуживают немой укор старших собратьев по перу.

На тридцатой минуте обсуждения поэзии в «кафе» забегают две запыхавшиеся девчушки. Перебив поэтов, они просят их выслушать немедленно и тут же декламируют стих, местами нескладный, но очень эмоциональный, о…приближающемся ЕГЭ. Не дослушав комментарии компетентных лиц, они испаряются, оставив публику в недоумении.

– Жить не хотят, шутить, смеяться,/ Никто не хочет умирать... – почему-то исчезновение старшеклассниц из «Литературного кафе» навело одну из поэтесс на мрачные мысли. – Зачем вас мать на свет рожала? Чтоб самому уйти из зала?/ Никто не хочет умирать!

ИЗ ПОЛЕМИКИ В ПОЛЕМИКУ
На этой трагичной ноте покидаю «кафе» и я: спешу послушать «Истории со страниц». Писатели расположились «на абонементе» (зал, где читателям выдают книги на дом). Здесь свободных мест нет. Я попадаю в самый разгар горячей дискуссии.
– Зачем же вы пишете? – вопрошает некий Михаил у Надежды Алан, только что рассказывавшей о своих детективах.
– Для себя! – с гордостью отвечает она.
– Это банально! – заявляет уже другой писатель Юрий Елин.
– Зачем тогда публикуетесь?
– Ищу братьев по разуму, – отбрыкивается от назойливых коллег женщина.
– Я неоднократно просила вас обсуждать не собственное творчество, а истории из жизни или из книг, – библиотекарь Татьяна Ярославцева пытается остановить спор. Бесполезно.
– А разве творчество наше не является самыми настоящими историями? – детективщица и ее критики вместе ополчились на библиотекаря.
– Это архиважный вопрос в творчестве каждого, кто столкнулся с литературой и издательством!

Слово «издательство» отвлекает писателей. Новая полемика быстро заходит в тупик: издаваться на свои средства дорого, спонсоров не сыщешь, а если и сыщешь – кому нужна твоя книга без рекламы, и рекламу, и прибыль можно получить, если пробиться в нормальное издательство, а это невозможно…

КНИГА НАДВОЕ СКАЗАЛА
В комнату гаданий в основном стремилась молодежь. Библиотекари нашли массу гаданий, связанных с книгами и чтением. Например, чтобы узнать свое будущее или отношение к тебе любимого, надо было выбрать одну из четырех книг: «Темные аллеи» И. Бунина, «Сонеты» У. Шекспира, «Гордость и предубеждение» Д. Остин и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Далее загадать номер страницы, строчки и открывать книгу.

– Раньше гадание по книгам было популярно у молодежи, – рассказывает библиотекарь Наталья Москалева. – Девушки гадали по «Гомеру», «Вергилию», «Псалтырю». Еще раньше гадали по «Поучениям Мономаха».
– А если в ответ попадалось отвлеченное описание природы, как трактовали текст?
– Если говорилось о весне, это означало пробуждение, осень – реальность, зима говорила о том, что желаемого придется подождать, а лето – жди скорейшего исполнения, – легко расшифровывает Москалева.

О ВЕЧНОМ
Выхожу в коридор: тут – точка пересечения библиотекарей. Они бегают между этажами, подменяя на импровизированных «площадках» друг друга. Хочу «поймать» моего оппонента Елену Федорову, рассказать ей о библиотеках будущего, а именно о Российской государственной библиотеке для молодежи. Там и книги можно получить, и видео, и аудио, и площадка для просмотра-прослушивания есть, и неформальные клубы. Там есть много чего, но главное – в этой библиотеке хочется находиться. Не потому, что интерьер красочный-яркий, а потому что все дышит свободой: никто косо не взглянет, если ты, скажем, на пол сядешь, увлекшись книгой. И потому идет туда молодежь толпами. А у нас что? То же, что и 20-30 лет назад. Я не о технологии говорю, тут более или менее порядок: компьютерный класс, интернет, устройство, не дающее вынести (читай – своровать) книгу и… на этом список новшеств подошел к концу. Все остальное – мебель, книги, – меняется очень медленно; с трудом проникает и свежий воздух в мавзолейную торжественность, в застегнутость на все пуговицы, а ведь последняя сегодня – в век открытости, которую задает интернет, недопустима.

Смотрю, идут-торопятся на подведение итогов фотоконкурса два библиотекаря. Останавливаю их, беседую. Узнаю про мизерные зарплаты и большой объем работы (весь фонд систематизирован и каталогизирован, кроме того, постоянно проходят мероприятия и реализуются проекты, направленные на поддержку интереса детей и взрослых к чтению); про достижения (наша библиотека не раз побеждала в краевых проектах и конкурсах, сами библиотекари отмечены грамотами Министерства культуры РФ и соответствующего краевого); про массу полезных мероприятий, которые вот эти женщины придумывают и воплощают, пытаясь противостоять неизбежному прогрессу и его последствиям, которые будут, обязательно будут, к сожалению для библиотек – будут…

Заканчивая разговор, обе говорят с тем же жаром, что и Елена Федорова, которую я так и не дождалась: «Самое важное в работе любой библиотеки, чтобы читатели могли сосредоточиться, подумать о вечном».

Знаете, соликамскую «Библионочь» посетили около 300 горожан, заинтересовавшихся мастер-классами по созданию буктрейлеров, экскурсией в закрытое книгохранилище, активными играми и викторинами. Мамы и папы пришли в библиотеки с детьми – благо, их было где оставить: в библиопесочницах. На березниковской «Библионочи» не то что трехсот, и ста человек не было.

Почему? Вроде бы главное есть: сотрудники, готовые работать не покладая рук, не обращая внимания на ироничное недоверие таких людей, как я, на недостаток финансирования, на беспощадный прогресс. Готовые работать на вечность. А надо – на простого человека, который сегодня идет в библиотеку не за «духовной пищей», а просто…развлечься и пообщаться. Эх, уважаемая Елена Федорова, золотые ведь вы слова сказали в начале нашей беседы, остается только следовать им!

Елена Лодыгина, журналист газеты «Березниковский рабоичй»

А вот комментарий к данному тексту, который прислала Светлана Чупина, главный библиотекарь Кабинета деловой информации Центральной городской библиотеки города Березники (Пермский край).

Обращение к главному редактору
Уважаемая Наталья Алексеевна!
Уважаемая Елена Лодыгина!
Познакомились с публикацией Елены в газете «Березниковский рабочий» от 23 апреля 2013 г. «Бессонница в весеннюю ночь» о состоявшейся 19 апреля в Центральной библиотеке акции «Библионочь». Радость и благодарность за внимание газеты к этому мероприятию (посвящена целая страница!) перешли в недоумение: и вроде факты изложены верно, но подтекст омерзителен.

За 17 лет работы заметила, что журналистам нелегко писать о нашей профессиональной деятельности. Конечно, всегда радует объективное освещение событий, происходящих в библиотеке, пусть краткое, но доброжелательное.

Обычно в таких ситуациях, следуя совету Марка Твена, до уровня оппонента стараемся не опускаться. Так что спорить не буду, оправдываться тем более. Статья эта – всего лишь субъективное мнение человека, который по воле случая попал в тот день, скажем, не на свое мероприятие. Конечно, сожалею, что именно этот человек высказался настолько громко, будучи журналистом ведущего издания города.

Хочется отметить ряд неточностей, некорректно допущенных в «материале» и прояснить автору некоторые детали:

1. Подпись под фотографией «Строгий библиотекарь и молодежь» не соответствует действительности. На фотографии – женщина, которая была такой же гостьей библиотеки, как и Елена.

2. Сравнение нас с уважаемыми соликамскими коллегами, Елена, выглядит с Вашей стороны голословным, косвенным. Или это норма: анализировать событие, не побывав на нём? А может для Вас априори, что то, что происходит в Соликамске лучше, правильней и интересней, чем березниковское?

3. Ваш, как Вы называете, «оппонент» Елена Федорова (которая и не подозревала, что ее на этом книжном празднике запишут в оппоненты) объяснила Вам, что читатель идет в библиотеку за «общением и за помощью». Вы, похоже, так и не поверили в искренность ее слов? Верьте людям, Елена!
Федорова Елена Геннадьевна – заведующая одной из лучших библиотек города. Она действительно работает в библиотеке давно и любит свое дело. Ее библиотека в течение 3 лет участвовала в ряде проектов по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущему и социально незащищенному населению. Спросите, отстала ли эта библиотека от времени, у тех березниковцев, которым библиотекари вместе с юристом помогали оформить иски в суд, помогали найти выход в сложных жизненных ситуациях, восстановить документы, обрести жилье.

4. Гости. Наш праздник изначально был рассчитан на людей взрослых, работающую и студенческую молодежь. Пришли те, кто услышал, заинтересовался и захотел прийти. Кого влечет неформальное общение с творческими людьми, кто дружен с книгой. Время мероприятия позднее (19.00-23.00), поэтому на организованные группы школьников мы ставку не делали. Хотя от тех ребят, кто все же зашел на огонек и с удовольствием участвовал в игре-бродилке (разгадывали кроссворд), соревновался в «Web-спринте» (искали на скорость информацию в интернете), в других интерактивных площадках, отзывы были самые замечательные. В соликамской библиотеке (а не библиотеках, как Вы ошибочно считаете) целевой аудиторией были гости другой возрастной группы, начиная с дошкольников. С программами всех библиотек можете ознакомиться на официальном сайте акции http://biblionight.info/

5. Пресс-конференция. Подключение к прямой трансляции было для нас смелым экспериментом. Проблемы со связью были не с нашей стороны. Коллеги организаторы в Москве сделали все, что могли и даже больше, чтобы она состоялась именно такой, как была заявлена, но не всегда в этом мире все зависит от нас… Если вдруг Вам станет интересно, можете посмотреть конференцию в записи на сайте Российской ассоциации электронных библиотек.

6. О Российской государственной библиотеке для молодежи мы знаем, с сотрудниками ее общались, опыт работы перенимаем. Наши березниковские библиотеки будут со временем такими же стильными и комфортными. Но даже сегодня, если Вы сядете, увлекшись книгой, на пол, будьте уверены: никто из библиотекарей «косо не взглянет». Хотите свободы – будьте свободны!!!

7. И, наконец, коронный перл в статье, по моему скромному мнению, про «массу полезных мероприятий», которые мы «придумываем и воплощаем, пытаясь сопротивляться прогрессу и его последствиям». Без комментариев! Браво!!!

Как я поняла из статьи, автор пришел на всероссийскую акцию поддержки чтения с жаждой поговорить о ненужности библиотек, с намерением уличить в нашей отсталости и попытках «противостоять неизбежному прогрессу».

Пыталась понять, в чем состоит для автора суть этого пресловутого прогресса, которому мы так «сопротивляемся». Вероятно, мир без книг, без библиотек, без живого общения…??? Так об этом писал Р. Брэдбери.

Очень жаль, что «ироничное недоверие» к нам, страх «беспощадного прогресса», а так же недостаток «общения и развлечений» испортили Елене праздник. Остальные гости оставили нам слова благодарности.

Елена, возможно, эта статья стала неудачным воплощением Вашего желания привлечь внимание общества к проблемам библиотек? В таком случае, «в век открытости, которую задает Интернет», говорите об этом в следующий раз прямо, ясно, без сумбурных умозаключений.

Желаем Вам счастья и желаем быть добрее к людям!

P.S.: Как специалисты, прописываем Вам терапевтическое чтение классической литературы, которая пробуждает способность сопереживать (это книги В. Короленко, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Куприна, А. Чехова); юмористической и сатирической литературы, которая учит более широкому объективному взгляду на себя и других людей (это книги Н. Тэффи, А. Аверченко, М. Зощенко, О’Генри); а также …сказок, которые учат добру, помогают увидеть прекрасное, формируют оптимистический взгляд на мир.

С уважением, от имени коллектива МБУК «ЦБС» гл. библиотекарь Кабинета деловой информации ЦГБ Светлана Чупина


Опубликовано на сайте газеты «Березниковский рабочий»>
Илл.: Сеть
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность