Сохранить историю Березников

Текст: Ольга Варнакова

Архитектура жилых домов и учреждений периода «сталинского ампира» является культурно-историческим наследием современных Березников. Честно признаюсь, проводить экскурсии по Березникам не люблю. Стыдно перед туристами и гостями за состояние улиц и домов его старой, самой красивой части застраивавшейся в 50-60-е годы XX века. Задуманный как город-сад, он сегодня значительно обветшал и лишился своего очарования. А жаль...

ЗА БЛАГОУСТРОЕННЫЙ ГОРОД
«Большинство улиц города уже имеет радужный вид. Широкие асфальтированные улицы протянулись между светлоокими каменными домами. Широкие тротуары, чугунное литье изгородей, павильоны, скульптуры, вазы. В центре парк. Это специфика социалистического города...» — писал в 1949 году в книге «За благоустроенный город» председатель исполкома городского Совета депутатов трудящихся (31.03.1943 - 07.1957) А. Г. Мейтарджев. Четыре года как окончилась война, и березниковцы, мечтая о светлом и радужном будущем, возводят новые дома, детские сады, сносят старое ветхое жилье, восстанавливают городской стадион и сад. Весной 1946 года на Советском проспекте начинается строительство городской гостиницы, о которой давно мечтали: деревянный барак, выполнявший роль дома для приезжих, не вписывался в социалистический облик города. Лозунги — «Советскому человеку должно быть уютно в городе», «Превратим город Химии в город-сад» — становятся главными городскими идеями.

Послевоенное строительство разительно отличалось от довоенного. Построенные в 1946-1949 гг. дома по Советскому проспекту, улицам Пятилетки, Труда и Парковой украшались оштукатуренными ступенчатыми пилястрами, треугольными и полуциркульными фронтонами, башенками-обелисками, символизировавшими победу советского народа над жестоким врагом. Оформленные полуколоннами, стилизованными под античный ордер, полуциркульными окнами и балконами, одетыми в балюстрады, дома по улицам Березниковской, К. Маркса, Пятилетки, проспектам Ленина и Советскому характеризовали архитектурный облик процветающего социалистического города 50-60-х годов.

Березниковцы гордились своим городом, старались сделать его красивым и уютным. В 1950 году Березниковский комбинат производственных предприятий (впоследствии Севуралтяжстрой) открыл свой цех лепных скульптурных украшений. Руками березниковских мастеров создаются капители для колонн, карнизы балконов, вазоны, лепные гирлянды и венки для художественного оформления фасадов домов по Советскому проспекту, улице К. Маркса, проспекту Ленина, интерьеры Дворцов энергетиков (теперь КДЦ), калийщиков, им. Ленина и др. В 1956 году по итогам соревнований между городами Российской Федерации в области благоустройства городу была присвоена третья республиканская премия.

Методам строительного мастерства у березниковцев учились жители других городов. В 1955 году газета «Березниковский рабочий» сообщала: «Прямо скажем: никто не может не залюбоваться красивым домом на углу ул. Пятилетки и пр. Сталина (пр. Ленина д. № 41). Лепные карнизы, белые балконы, большие окна — все это радует взор. Внутренняя отделка дома ничем не уступает внешней... В августовские дни в доме разместятся участники Всесоюзного совещания строителей, созываемого в Березниках, а потом в его 58 квартирах будут справлять новоселье хозяева дома — работники треста «Севуралтяжстрой».

Сегодня этот дом с облезлым фасадом отшелушивающейся штукатурки, как и те другие, некогда составлявшие гордость, а теперь находящиеся в удручающем состоянии, вызывают тяжкие раздумья о судьбе самого города.

ЛЕВ И ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ
Идея города-сада воплощалась в декоративном оформлении парков и скверов. Вазоны для цветов, красиво оттенявших зелень, лавки-диваны, беленые гипсовые и бетонные парковые скульптуры создавали своеобразный южный колорит северного города. Скульптуры «Девочка с книгой», «Ленин в детские годы», «Девушка с веслом», «Малыш с утками», «Мать и дитя», «Суворовец», «Юноша, толкающий ядро», Лыжница и лыжник», «Пионерка», «Рабочий» и др. являлись частью пропаганды социалистического образа жизни. Их специально заказывали в мастерских - «Росмонументискусства» Москвы и Свердловска, а затем в спецвагонах везли в Березники. В семейных архивах многих березниковцев хранятся фотографии родственников, запечатленных рядом с этими, теперь уже навсегда утраченными, «шедеврами» советского масискусства.

В 1948 г. в центре Треугольного сквера была установлена декоративная скульптура Льва с кабаном, отлитая в московской мастерской. Скульптура Льва, хоть и вызывала неоднозначную реакцию горожан, стала своеобразной визитной карточкой сквера. В 1960 году в газете «Березниковский рабочий» в заметке «Нужна ли такая скульптура?» одна из разгневанных жительниц писала: «В треугольном сквере установлена скульптура — лев терзает свою жертву. Мне кажется, что подобные скульптуры не могут и не должны украшать наш город. Еще в марте прошлого года я обращалась к главному архитектору города т. Корякину. Он согласился со мной и обратился с просьбой в горисполком, чтобы скульптура была убрана и на ее место поставлена другая. Однако время идет, а лев не только не убирается, а наоборот, каждую весну приводится в порядок, и его хищническая фигура еще более устрашает окружающих». 1963 году скульптуру все-таки заменили на памятник пионеру-герою Павлику Морозову (скульптор Л. Мартынов). Памятник простоял до 1989 года и был демонтирован по причине разрушения материала.

ОГРАД УЗОР ЧУГУННЫЙ
Интенсивные работы по озеленению города сопровождались повсеместной заменой деревянных изгородей на чугунные и металлические ограды. Силами коммунальных отделов и жильцов домов во дворах и скверах устанавливаются газонные решетки, разбиваются цветники. «Чугунное кружево» оград улиц, парка и скверов составляли органическую часть идеи города-сада. Утопающие в летней зелени, мерцающие таинственным светом в зимней изморози, ограды придавали городу особое очарование, делали его неповторимым.

Первые чугунные ограды появились в 1947 году. Изготовленные по проекту инженера С. Б. Когос, цельнолитые чугунные балясины имели вкрапления в виде клинового листика с ярко выделенным стебельком и прожилками. На верху оштукатуренных столбов, удерживаемых решетки, устанавливались цветочные вазы. Такая ограда, но уже без вазонов, еще сохранилась у здания бывшего детского сада № 2 по улице Деменева. Подобные газонные решетки можно найти у жилых домов по Советскому проспекту.

В 1948-1949 гг. возводятся решетчатые ограды вокруг школ им. Кирова и Горького, больничного городка и на всем протяжении улиц Пятилетки, Деменева, Березниковской (Ленина). Элемент этой ограды с изображением геометрических фигур, как наиболее узнаваемый городской объект малой архитектурной формы, использовал скульптор Ю. Устинов при создании памятника поэту А. Л. Решетову.

В 1952-1956 гг. великолепные ограждения, решетки и ворота, прикрывающие внутридомовые проезды, устанавливаются вдоль жилых домов по Советскому проспекту, улице К. Маркса (бывшей Л. Толстого), Гагарина (бывшей Энергетиков). Чугунные решетки, украшенные гирляндой, символизирующей победные полотнища, стянутые кистями, высокие вазоны на столбах-опорах калиток и ворот напоминали Петербург. Вазоны на столбах ажурной ограды сохранились только у КДЦ и, частично, на улице К. Маркса (бывшей ул. Л. Толстого). На Советском проспекте они уничтожены полностью. Один из них, дабы сохранить от варварского разрушения, буквально на себе, притащил в городской музей один из его сотрудников.

В конце 60-х годов у входа в Треугольный сквер появляется оштукатуреная арка. Такая же арка и газонные ограждения выстраиваются у кинотеатра Авангард. «Глухой» деревянный забор вокруг городского парка был преображен в железобетонную ограду. Сегодня эта полуразрушенная ограда все еще защищает зеленые насаждения от варварского истребления. От газонных же решеток остались одни опоры. Как надгробные столбики, в память о былой красоте города Химии, они торчат среди цветов и травы.

Зеленое убранство улиц, скверов и площадей, архитектура жилых домов и учреждений периода «сталинского ампира», являются культурно-историческим наследием современных Березников. Сегодня, при поддержке мэрии, некогда забытые традиции по озеленению города начинают возрождаться. Хочется надеяться, что руководители города не забудут и об архитектурных объектах, составлявших его гордость и славу.


Автор – старший научный сотрудник Березниковского историко-художественного музея им. И. Ф. Коновалова.
Опубликовано: Березники Вечерние
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история