Ловцы душ в условиях жестокой конкуренции

Ловцы душ в условиях жестокой конкуренции

К России, которую стошнило-таки с атеизма, вернулся аппетит богоискательства. Несметные толпы людей ринулись на поиски какой-нибудь духовной пищи. После затяжного поста, вестимо, хочется попробовать всего, чего только запрещалось вкушать, тем более что столы ломятся от яств. Тут тебе традиционные и заморские вероучения, уйма философских разносолов, деликатесных методик духовного совершенствования человека - так и просятся в рот. Каждое учение твердит о своей самой истинной истинности, каждая методика - о своей самой эффективной действенности. Только пожелай сдвинуться с места, хотя бы протяни руку - и не заметишь, как тебя услужливо подхватят пастухи-подпаски, всегда готовые увести ничейных и заблудших овечек на свои молельные пастбища.

Выбирай на вкус

Наш маленький город тоже не остался без опеки душеспасителей разных толков и вероисповеданий. В последнее десятилетие в Березниках перебывало немало посланцев западных христианских конфессий, последователей восточных философских учений, а уж экстрасенсов-ведунов-шарлатанов просто неприличное количество. Если в перестроечное время народ повально увлекался православием, то впоследствии «продвинутая» часть общественности кинулась перебирать откровения неизвестных доселе духовных учителей и оккультистов, а попутно практиковать их методики с группами единомышленников и поодиночке.

Сегодня, по сведениям Управления культуры, в Березниках действует 7 зарегистрированных религиозных объединений: Православная церковь Иоанна Предтечи, римско-католическое религиозное объединение, Религиозное объединение Христиан Веры Евангельской «Новый Завет», два мусульманских общества, религиозное объединение Сознания Кришны, объединение Адвентистов Седьмого Дня. А еще известны не зарегистрированные пока в местных органах власти община Свидетелей Иеговы, группа баптистов и группы виссарионовцев и ваххабитов.

Перечень этот далеко не полно отражает картину религиозных пристрастий березниковского населения. На самом деле большинство групп, исповедующих то или иное учение, предпочитают не «светиться» и остерегаются впускать в свой круг людей непроверенных.

Для чтений культовых книг, молитв, медитаций и ритуальных обрядов они собираются, как правило, на квартирах или в учреждениях, например, в детских садиках. Одни из них мысленно «чистят земные порталы» (коридоры соединения с параллельными и тонкими мирами) от сгустков негативной энергии; другие молятся богам за спасение человечества от «темных сил»; третьи медитируют, пытаясь слиться с «сознанием учителя» и добыть полезную информацию (получить озарение); четвертые доводят себя до экстаза плясками, песнопениями, особыми позами или ритмичным повторением мантр. Есть и откровенно сатанинские секты, группы чернокнижников, с помощью черной магии устраивающие свою жизнь.

Кроме закрытых обществ в городе существует несколько религиозных организаций, внешняя сторона деятельности которых вполне светская. Проведение лекториев, общегородских акций в защиту культурного наследия, пропаганда здорового образа жизни или скажем, мелкое предпринимательство в сфере спорта и досуга или оказания психологической помощи. В своей работе члены организаций опираются на теории о бесконечных возможностях человека, о множественности населенных миров, карме и реинкарнациях.

Закон жертвы

Итак. Город напичкан религиозными конфессиями и философскими кружками. Хорошо это или плохо?

Закон рынка гласит: чем шире конкуренция, тем для потребителя лучше. А что, обывателю действительно не в тягость такая пестрота конфессий и сект. Даже наоборот. Если душа требует какого-то питания, новых впечатлений, острых переживаний. Ходи, выбирай, прикидывай, что для тебя лучше. Во-первых, хоть какое-то развлечение. Во-вторых, расширение кругозора. В-третьих, моральная поддержка. Можно избавиться, например, от вредных привычек и застарелых комплексов, научиться проще относиться к каким-то трудностям. В-четвертых, практическая польза: с помощью предлагаемых методик самосовершенствования возможно наладить обстановку в своей семье, поправить здоровье и даже материальное положение, завести новые знакомства и т.д. и т.п.

Разумеется, все эти удовольствия никто тебе забесплатно не даст. Закон жертвы. Ты идешь в кино – платишь? Ну и вот. Духовность или то, что за неё выдается, как и все прочее в этом мире, тоже продается. И приносит её продавцам доходы. Тем более что культовая деятельность не облагается налогами, а цены за проведение обрядов священнослужители устанавливают сами. Кроме того, религиозные общества освобождены от налогов с продажи церковной утвари и книг.

Один ученый-физик, которого многие в этом городе считают чудаком и мечтателем – Игорь Верищагин – считает, что интерес русского народа к религиям был искусственно обострен теми, кто заинтересован в сборе податей. «Любая вера, - говорит он, – ничто иное, как пирамида, закон которой прост: хорошо живет верхушка, хуже – нижние слои».

Размер прибыли, как на всяком другом рынке, на религиозном торжище прямо зависит от «раскрутки» продаваемого «товара», его качества и востребованности. Поэтому приверженцы разных вероучений продолжают борьбу за души. За покупателя.

...А вокруг процветает преступность и наркомания, люди спиваются и все больше озлобляются, семьи разрушаются, и город превращается в мусорную свалку.

Ребята, зачем вы здесь?

Для того чтобы сделать этот мир лучше, не так ли? Но как сдвинуть повозку с места, если Лебедь, Рак и Щука никак не договорятся тянуть её в одном направлении? Когда приверженцы разных вероучений (да что там разных - только христианских конфессий в мире насчитывается свыше 20 тысяч!) продолжают вести между собой скрытую войну, о каком здоровье и цельности общества, о какой гармонии отношений можно говорить?

В городской администрации полагают, что пора привлекать концессионеров - простите, опечатка. ...Пора привлекать конфессионеров и других просветителей к участию в общественно-значимой для Города деятельности. Например, объединить их силы на ниве пропаганды здорового образа жизни. Кстати, пастор католической общины Эрих полностью поддерживает такое предложение. А священнослужитель местного православного храма о.Георгий сказал, что не станет участвовать в таких мероприятиях, потому что «с еретиками нам не по пути».

Сначала идут миссионеры, потом захватчики?

О. Георгий: «Миссионеры, прибывающие сегодня в Россию с Запада и Востока, нацелены лишь на одно: разделение православия и разложение общества. В России сильной не заинтересован никто. Верой единой была сильна Русь во все века. И ни один захватчик не смог покорить её, потому что не было разобщения душ».

Так хорошо это или плохо, когда на рынке такой выбор «товара», а за покупателя борются?

«Когда массы людей вовлекаются в лоно религии, через них можно проводить свою социально-экономическую или общественно-политическую линию, в том числе организовывать войны между этносами, несмотря на красивые обертки-заповеди» - продолжает свою мысль Верищагин. Ну, до открытой религиозной вражды в Березниках, слава Богу, дело не дошло. Так, случались изредка семейные конфликты, разводы, дележ детей между супругами, исповедующими разные веры: скажем, атеистом и иеговисткой, православным и виссарионовкой. В ФСБ подтверждают, что ни одна из существующих в городе религиозных общин не призывает к конфронтации и насилию. А если подобные настроения будут замечены, то подстрекателей накажут.

Местные власти тоже, между прочим, как и федеральщики, следят за обстановочкой. Вы заметили, что в городе стали реже появляться гастролирующие знахари и экстрасенсы? Целителей, у которых нет лицензии от министерства здравоохранения, уже не пускают к публике.

Послесловие

Лично я – оптимистка. И верю, что Россию не растащат на куски. И все, что сегодня делается в нашей стране, в том числе, на религиозном рынке, к лучшему.

Елена ШМЕЛЁВА.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс