Чтобы врач был доступен

Изучение российских законов и подзаконных актов по «медицинской» теме позволяет выделить семь важнейших прав пациентов. Это – право на доступность медицинской помощи; право на получение качественной и безопасной медицинской помощи; право на выбор врача и медицинского учреждения; право на информацию о медицинской помощи и состоянии здоровья; право на согласие на медицинское вмешательство; право на независимую медицинскую экспертизу; право на возмещение вреда при ненадлежащем оказании медицинской помощи.

Право на доступность медицинской помощи включает в себя два аспекта: фактическую возможность получить хоть какую-либо медицинскую помощь в любом необходимом случае и получение пациентом бесплатных медицинских у слуг в рамках государственных гарантий.

Конституционное право на оказание медицинской помощи гарантируется каждому человеку, находящемуся на территории РФ ее главным законом. При этом за нарушение данного права государством предусмотрена достаточно высокая – уголовная ответственность по статье 124 УК РФ «Неоказание помощи больному».

Данное право обеспечивается развитой системой государственного муниципального и частного здравоохранения, работающей по принципу максимальной территориальной приближенности и количественной достаточности для удовлетворения потребностей населения.

По нашим данным случаев отказа в предоставлении экстренной медицинской помощи в Пермской области не отмечено.

Доступность плановой медицинской помощи обеспечивается программами медицинского страхования, бюджетным финансированием.

Для тех людей, которые желают платить именно за качество, а не аз сам факт оказания медицинской помощи, развивается сеть платных медицинских услуг.

Что касается понятия «бесплатность медицинских услуг», то медицина, на самом дела, никогда не была бесплатной – ни в прежние времена, ни сейчас. Любая, так называемая, «бесплатная» медицинская услуга оплачивается регулярными налогами всех граждан, как в бюджет, так и во внебюджетные фонды. При этом, отдавая часть своего заработка обязательного налога, мы как бы «доверяем» распоряжаться нашими деньгами тем людям, которые не имеют отношение ни к нам, ни к том медицинским учреждениям, где мы лечимся. Поэтому такие госслужащие должны отвечать самым высоким требованиям профессионализма и порядочности.

При платной медицине мы непосредственно, без посторонних лиц вносим деньги в те медицинские учреждения или в ту страховую компанию, которым мы доверяем. При этом срабатывает универсальный экономический механизм: чем больше платим – тем выше качество.

Право на бесплатную медицинскую помощь – за счет общих налогов, несомненно, должно присутствовать в любом обществе для тех граждан, кто не в состоянии заплатить врачу за свое лечение. Это право пациента, который может пользоваться только бесплатным здравоохранением, защищено на самом высоком законодательном уровне – Конституцией РФ (статья 41) – человек не должен платить вторично за уже купленные для него другими налогоплательщиками медицинские услуги. Определенный минимальный уровень медицины всегда должен оставаться бесплатным.

Логично возникает вопрос: вся ли медицинская помощь должна оказываться гражданам бесплатно, или законом предусмотрены какие-то пределы?

Да. Такие ограничения существуют и вытекают из смысла 41-й статьи Конституции РФ. А именно: объем бесплатной медицинской помощи должен быть эквивалентен той сумме, которое государство собирает в виде налоговых и страховых взносов. Свыше этой суммы бесплатная медицинская помощь гражданам не может быть гарантирована, в силу того, что ее некому и не на что будет оказывать.

Какие правовые документы определяют конкретный объем и виды бесплатной медицинской помощи населению?

Существует Федеральная и региональная (Пермской области) программы государственных гарантий по обеспечению населения медицинской помощью (Постановление Правительства РФ от 26.10.99 N1194 (с изменениями на 29.11.00) и Решение Законодательного Собрания Пермской области от 10.07.98 N155 с дополнениями от 14.10.99).

Программа определяет виды медицинской помощи (29 специальностей) и их объемы, мероприятия, предоставляемые населению области бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.

Не входят в Программу виды медицинской помощи и медицинские услуги, подлежащие оплате за счет средств работодателей, предприятий, организаций, личных средств граждан и других источников.

Полный текст «Программы» имеется во всех страховых компаниях, органах управления здравоохранения, а также в компьютерной базе «Кодекс».

Евгений КОЗЬМИНЫХ, директор Пермского медицинского правозащитного центра.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс