Жалуйся правильно
Первейшим правилом при отстаивании своих прав в любых сферах жизни является «письменно-документальный» характер взаимоотношений с оппонентом. Очень важно научиться правильно составлять письменную претензию и настаивать на таком же письменном ответе, поскольку обжаловать можно либо документ, либо реальный негативный результат действий (бездействия) нарушителя, но не слова и мысли. Зачастую посетители правозащитного центра жалуются, что с ними грубо поговорил главный врач или начальник жилконторы, как «неодобрительно посмотрел», не разрешил ознакомиться с историей болезни или другими документами, касающимися просителя.
Однако все эти «действия» не являются юридическими признаками нарушения прав человека: не важно, кто что сказал, подумал и «какие при этом сделал глаза». Как говорится, слово к делу не пришьёшь. Важно, какая информация будет содержаться в официальном документе, который можно будет обжаловать, либо использовать в суде, мотивируя свои требования. Поэтому в качестве доказательной базы необходимо истребовать от оппонента официальные ответы, пусть даже отказного характера.
Не редки ситуации, когда нарушитель не желает что-либо писать, а заявитель не знает, как получить нужную «бумагу». В таких случаях следует составить письмо–запрос в 2-х экземплярах, один из них передать адресату (в учреждение, чиновнику и т.п.), который обязан его принять, независимо от содержания заявления, конечно, если оно не содержит ненормативной лексики. (Согласно действующему Указу Президиума Верховного совета СССР от 12.04. 68 (с изменениями на 02.02.88) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»). Руководитель или секретарь на втором экземпляре обязан сделать отметку об официальной регистрации входящей корреспонденции. Этот второй экземпляр надо взять себе – он будет являться доказательством обращения гражданина к заинтересованному лицу.
Случается, что секретарь, прочитав официальное заявление, произносит сакраментальную фразу: «Не-е... я такое заявление принимать не буду...» Что ж, существуют иные пути решения такой небольшой проблемки, например, можно заехать на почту и отправить заявление заказным письмом с уведомлении о вручении. После таких выкрутасов чиновников начинаешь понимать, почему наша страна не может вырваться из нищеты. Менталитет таких вот горе-работников направлен не на решение общественно-полезных вопросов, а на создание дополнительных препятствий для других людей, за счет которых, кстати, они получают зарплату и на чьи налоги существуют.
Итак, запрос сделан, дальнейшие действия будут зависеть от ответа заинтересованной стороны и могут осуществляться гражданами либо самостоятельно, либо с помощью профессионального юриста.
Помимо различных письменных заявлений, содержащих просьбы, уведомления, запросы, существует такая форма защиты нарушенных прав, граждан, как обжалование действий и решений руководящих органов и должностных лиц.
Жалоба подается либо сразу в суд, либо в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены организации и лица, действия которых обжалуются. В случае если гражданин не знает конкретных должностных лиц, по вине которых были нарушены его законные права и интересы, жалобу следует подавать на имя руководителя органа, управления, в непосредственном ведении которого находится сфера деятельности по обжалуемому вопросу. Кроме этого, жалобы, содержащие сведения о нарушениях законодательства РФ, могут быть направлены в прокуратуру.
Письменная жалоба должна содержать:
- наименование и адрес органа (организации) или должностного лица, которым она адресована;
- изложение существа жалобы;
- подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества;
- данные о месте его жительства.
Жалобы, не содержащие этих сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат. Жалоба может быть подана представителем, действующим на основании доверенности, удостоверенной по месту жительства, работы, лечения.
При изложении жалобы необходимо подробно указать кем, когда, при каких обстоятельствах, какими действиями (бездействием) были нарушены права и законные интересы заявителя, в чем это выразилось, что необходимо предпринять до их восстановления. Как правило, к жалобе должны быть приложены копии документов, подтверждающих обоснованность жалобы. Письменная жалоба может быть отправлена по почте заказным письмом, либо передана лично или через представителя в канцелярию органа (предприятия, учреждения, организации) или соответствующему руководителю на личном приеме. На втором экземпляре надо просить сделать отметку о приеме документа с указанием даты, регистрационного номера и подписи лица, принявшего жалобу.
На официально поданную жалобу соответствующие должностные лица должны принять меры по устранению нарушений и письменно уведомить заявителя о результатах рассмотрения жалобы и принятых мерах. Если жалоба была случайно направлена гражданином не в тот орган (не тому должностному лицу), в чьем ведении находятся поставленные вопросы, то получивший обязан в течение 15 дней направить данную жалобу по принадлежности.
Жалобы должны быть рассмотрены в срок до 1 месяца со дня поступления. Если для рассмотрения жалобы не требуется длительного изучения и проверки обстоятельств, она должна быть разрешена не позднее 15 дней. Срок хранения жалоб по их разрешению составляет 5 лет. Нарушение установленного порядка и сроков рассмотрения жалоб, а также преследование граждан в какой-либо форме в связи с подачей жалоб, влекут для виновных должностных лиц дисциплинарную или уголовную ответственность.
Вместе с тем и гражданин, подавший заведомо ложную жалобу в клеветнических целях, может быть привлечен к уголовной ответственности.
При отказе в удовлетворении жалобы должностное лицо, орган, должен указать порядок обжалования принятого решения. При несогласии гражданина с решением, принятым по жалобе, он вправе его обжаловать в вышестоящую инстанцию.
Материал подготовлен при содействии Пермского регионального правозащитного центра.
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Археография
-
10 и 11 апреля в Березниках пройдёт первый Фестиваль рекламы
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин