Низкий поклон. Вечная память
Герман Федорович Савин:
- Я с пацанами змеев на лугах пускал – других-то развлечений раньше не было – Усолье, глухомань. Солнце, ветер, нитка в руках, задерёшь голову, несешься босиком по траве – ух! Прибежали другие дети из деревни, говорят, война началась. А нам чего – война? Родители не очень испугались, мы тем более. Война где-то далеко, а у нас лето, речка, игра в вояшку. Вот когда жрать стало нечего – испугались. Батю быстро забрали на фронт, в 42-м он погиб. Мать у нас никогда раньше не работала – зазорно это считалось, если у мужика баба на заработки ходит. Она должна была сидеть дома, детей растить, хозяйство вести. Матери тяжко пришлось с нами пятерыми детишками, устроилась на производство. Когда совсем голодно стало, продали приезжим татарам свой дом за несколько мешков картошки и муки. Я тоже работал – в госпитале - кому тапочки подошью дратвой, кому сапоги подобью – за это меня кормили.
В Березниках во время войны работали тысячи подростков: на Соде, в самом вредном цехе по производству иприта, на 237 заводе (азотно-туковом). Даже в шахте БРУ-1, в забоях трудились 14-16-летние девушки, эвакуированные с Украины!
Николай Евсеевич Савчук:
- Примчался гонец на скакуне из колхоза и кричит: война, война началась! А мы прополкой занимались – нас, детей посылали на полевые работы – в Крыму мы жили. Конечно, всех сразу по домам распустили, бежим узнать, что родители скажут. Мама говорит, немец до нас не дойдет, он далеко, а наша армия сильная. На следующий день всех старших парней – кому по 13-14, 15 лет было отправили на наблюдательные пункты – подозрительных людей высматривать. Нас младших, не пускали, но мы все равно убегали, сидели в засаде, как партизаны – весело! Смеялись, как немцев из рогаток обстреляем. А по ночам любовались воздушными боями. Небо светом прожекторов исполосовано, трассирующие пули, вспышки, разрывы, самолеты как птицы бьются – красота! Когда фашисты совсем подступили, нам предложили выехать, а заодно выгнать с полуострова государственный скот. Уехали, долго мыкались по стране, пока в Березники не попали. После войны узнали, что наших соседей - они не захотели свой дом покидать – фашисты заживо закопали вместе с пятерыми детьми.
Мария Яковлевна Гончарова:
- В тот день мы с коллегами выехали на пикничок в лес. Погода прекрасная, солнце, вдруг приезжает верховой из райцентра – дело было в Большесосновском районе под Пермью, - говорит, война началась. Не, особо не испугались. Погода хорошая, да и считали, от нас все это слишком далеко. Но к вечеру мужчин забрали – на следующий день они уехали на войну, и я осталась я единственным врачом на весь район. Потом меня перевели в Березники, не раз хотели отправить на фронт. Я работала главным врачом по детству, поэтому меня оставили здесь.
Анна Ивановна Попова:
- На площади Ленина в Ярославле было шумно, многолюдно, играл оркестр - все гуляли. Вдруг из репродуктора послышался стальной голос Левитана: «Слушайте важное сообщение. Слушайте важное сообщение. Киев бомбили, началась война». Все оцепенели. Когда голос замолчал, люди заплакали в голос, кинулись по домам. Прибежала я к маме – она плачет: «Что делать, что делать будем?» В этот же день парни и девчонки знакомые побежали с заявлениями в военкомат просьбой отправить добровольцами. И я с ними. В течение полугода их призвали, а меня не пустили из-за плохого зрения. Я очень расстроилась.
Справка «Городской газеты»: 22 июня в городской военкомат поступили 288 заявлений с просьбой отправить на фронт. Мобилизация была объявлена 24 июня.
Валентина Абрамовна Спирина:
- Я из Каменск-Уральского родом. Всю предвоенную ночь мы гуляли – десять классов за плечами, красный аттестат, выпускной вечер, первая любовь. 22-го я долго спала, днем открываю глаза - и слышу, по радио объявляют о войне. Отец сказал, что моих братьев, наверное, скоро призовут, и мы поехали повидаться с ними в Нижний Тагил, где они учились. И, правда, на следующий день их эшелоном отправили на запад. Война прибрала к земле почти всех наших мальчишек-одноклассников, (только трое вернулись, один калека). А ведь накануне войны никто не знал, какое горе нас ждет - мечтали поступить в институты, стать инженерами.
Всего за годы Великой отечественной войны из Березников были призваны на фронт около 20 тысяч человек. По приблизительным оценкам, имена почти десяти тысяч погибших березниковцев навсегда записаны на Доске Памяти на мемориале Победы. Список пополняется раз в год, к 9 мая.
Николай Ефимович Виноградов:
- Услышал: «война началась». Ну, началась, так началась. Рассуждать не приходилось. Я в авиашколе учился. 19 лет мне тогда было через некоторое время нас чуть не ежедневно строили на плацу, чтоб зачитывать приказы Сталина о расстреле генералов отступавших войск. Иногда в одном списке по 8-9 имен значилось. А что? Это нормально воспринималось. Армия есть армия – порядок важней всего.
Ну а через год школу расформировали, и отправили нас на фронт командирами кого в пехоту, кого в артиллерию. Мне и там, и там довелось воевать. Пол-Европы прошел, 5 стран освобождал, победу встретил в Австрии.
В настоящее время в живых осталось 1100 участников войны.
Низкий поклон живым. Вечная память павшим. Спасибо. За Россию.
Елена ШМЕЛЁВА.
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Археография
-
10 и 11 апреля в Березниках пройдёт первый Фестиваль рекламы
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин