Бригада "Ух!" на бирже

Борис, как многие мои приятели, беден. Несколько раз у него появлялись «большие» деньги, но они быстро расходились, и ему снова приходилось искать работу. Профессии у него экзотические: ледоруб, тестомес. Работал он и дворником, и каменщиком, и сторожем бесчисленное множество раз, печником, мясником, и даже садоводом (сажал маргаритки на грядках одной директорши). Как-то ему довелось работать пропитчиком (пропитывал огнеупорным составом балки и перекрытия в домах). Работал не один - в бригаде, где все как на подбор люди сильно пьющие.

Вся бригада собирается на привычном месте - на перекрестке улиц Березниковская и Пятилетка. Здесь собираются мастеровые, потерявшие привычное место работы - кто из-за пьянки, кто "по сокращению штатов", а кто и по «философским понятиям, которые не позволяют им работать, так сказать, по установленному трудовому распорядку от звонка до звонка.

Они встречаются здесь ежедневно и ждут, когда подкатит какая-нибудь машина, и очередной работодатель предложит очередную работу. Этот пятачок на перекрёстке двух дорог - своеобразная городская биржа труда. Она действует с утра и до самого вечера. В иной удачный денёк новые буржуи разбирают всех работников на свои стройки, в основном, дач или коттеджей. Дешёвая рабсила у них как нигде ценится.

Борис прикипел к бирже. Его устраивает и компания, и «сослуживцы» (люди в основном мастеровые). В бригаде их шестеро. 48-летний Егор по кличке Рябой (лицо в темно-коричневых веснушках), мастер слесарного дела. "По профессиональной выучке, по технической закалке ему просто нет равных", - говорит Борис.

43-летний Игорь, вечно поддатый - незнамо откуда деньги на спирт берет - механик от Бога. Любую отечественную машину разберёт с закрытыми глазами и соберет обратно, если, конечно, будет трезв. С виду - неприятный тип. Засаленная кепка, такой же пиджачок, всегда чёрные руки. Сидел в тюрьме за незначительные кражи. «Но душа у него – охарактеризовал Борис, - как у ребёнка: добрая, доверчивая и безобидная». А срок получил Игорь за то, что стянул со стройки рулон рубероида да мешок цемента. Вот и тянул три года лямку зэка.

Третий, Степан, выглядит стариком, хотя на самом деле ему ещё нет и 35-ти. Также как Игорёк, сидел в зоне за кражи. Он часто болеет, но, несмотря на недомогание, приходит на биржу. Без него, плотника, бригада не бригада. «Он мудрый и очень осторожный» - за это его «коллеги» очень ценят.

Четвёртого из их состава зовут Виктором. Он обладает редкой профессией. Кузнец. Его часто приглашают новые русские. Оградку, там, выковать особенную или у камина орнамент позакавырестее изобразить, или кровать сварганить. Это он запросто может, был бы материал, время да харчи с магарычом.

Пятого из их числа зовут Михаилом. Суровый, с трёхнедельной порослью на лице. Вообще, он не любит бриться. Говорит: «Я без бороды не мужик, а подобие только». Он по малярным делам мастер. Колёр разведет, раствор рукой пощупает, та ли консистенция, без комков ли. И если ощутит кожей, что в самый раз, лишь тогда приступает к побелке. Ему сорок четыре. У Михаила есть дочь и жена, с которой они в разводе. Все заработанные деньги он отдаёт жене. Себе оставляет самую малость: на курево да нехитрую еду, поэтому ходит постоянно голодный. Мужики знают об этом и стараются прикормить Михаила.

Работы никто из них не боится. А работа – самая грязная и трудоёмкая. Рыть ямы, таскать кирпичи и раствор, ворочать лес, носить песок, гравий и так далее. Трудовой день ненормированный. Однако перерыв на обед – «святое дело». Иногда до полного окончания работ братве приходиться ночевать прямо на объекте, если, конечно хозяин разрешит. Оплата в рублях и сдельная. Рассчитываются работодатели сразу после выполнения работы наличными, иногда картошкой, крупой, тушёнкой, а чаще всего просто обедом, ужином, а также спиртным. Но часто норовят и обмануть. Предлагают подождать с оплатой, а потом забывают о ней начисто. За назойливость грозятся избить или того хуже, засудить. Прав у работников никаких. Пожаловаться некому.

И место сбора у них - не самое подходящее, хоть и на окраине города, но в жилом квартале. Здесь и укрыться от дождя, снега, холода негде и малую нужду не справить. Жильцы очень недовольны соседством с «биржей» и постоянно атакуют жалобами компетентные органы. Лет пять назад, а может больше, когда на месте биржи нашли труп, всех разогнали с пятачка. Но постепенно мастеровые снова вернулись на привычное место. Бориса и его компанию биржа кормит. И никто из них не согласится что-то поменять в своей жизни.
Николай АНФАЛОВ

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс