Жил-был у бабушки серенький козлик

Жил-был у бабушки серенький козликСенокосная страда нынче особенная: холода, несносная жара, потом снова холода и дожди превратили для людей работы по заготовке сена в пытку. Однако были и другие неприятности, но уже связанные с человеческим фактором.

Из письма в редакцию:
«Моя мама – Анна Ивановна Черникова имеет сенокосное угодье, которое ей выделил совхоз ещё в 70-х годах. Из года в год она косит на этом участке траву для своей домашней живности. Вначале была корова, а сейчас остались две козочки. Маме в заготовке сена помогают родственники. 15 июля мой муж, сын и ещё трое приглашённых занялись заготовкой сена и, когда на следующий день пытались часть заготовленных кормов увезти в дом к маме, то на поле явились агроном с охранником Агрофирмы «Суханово». Они запретили нам вывозить сено за территорию совхоза, а потом и вовсе вызвали милицию.
Прошу вас заступиться за честь моей мамы и не дать втоптать её и нас в грязь. Мы не воры. Тамара СУХАНОВА."

Сенокос, площадью один гектар, о котором идёт речь в письме находится в деревне Круглый Рудник.
Дом же, в котором живёт 87-летняя Анна Ивановна Черникова, находится на краю деревни Суханово, в пяти километрах от другой деревни – Круглый Рудник. Место живописное. Рядом речка Зырянка, лес. У дома огород, сарай, банька. За оградой пасутся две козочки и прогуливаются с пяток кур. Анна Ивановна, несмотря на свои годы, всю посильную работу по дому делает сама. Но всё же основная тяжесть работ ложиться на плечи её родственников, а именно дочери – Тамары Ивановны Сухановой, зятя, детей и внука.

Вот и в эту страдную пору косить отправились всей семьёй. Для этого случая даже вызвали внука из Перми, нашли трактор с тележкой, договорились с подсобными рабочими. Кажется, всё предусмотрели. Но единственно, что забыли - оформить должным образом договор «краткосрочного пользования землями сельскохозяйственного назначения» и уплатить в кассе 60 рублей за 1 га. Сейчас уже никто не скажет, почему не вовремя оформили договор, может из-за спешки (в сенокосе время дорого), то ли хотели заплатить, но после того, как сено окажется на сеновале, то ли просто выпустили это из виду. Но косить отправились без задней мысли и без договора на руках.

Не дремлет охрана
С утра пораньше начальник службы безопасности агрофирмы «Суханово» Эдуард Гоголев, объезжая совхозные поля, наткнулся у деревни Круглый Рудник на группу людей, стоявших у стога сена. Он предупредил хозяев покоса, что если до 9 часов утра за пользование сенокосом не будет внесена плата в совхозную кассу, то сено останется в поле.

Зять Анны Ивановна едет в совхоз, чтобы заплатить деньги, но кассира не находит и он возвращается обратно.

Тележку, гружённую с сеном везут в Суханово. Её замечает агроном совхоза и сообщает на пост дорожно-патрульной службы, что с поля похищают сено. Милиция останавливает трактор, проверяет документы. Тележку с сеном реквизируют, а всех участников покоса везут в милицию. Появившаяся агроном «Суханово» Людмила Мишарина приказывает увезти сено обратно в совхоз.

В одночасье потерявшие сено косари идут к директору агрофирмы «Суханово» Ивану Ермакову. Говорят, что от платы не отказываются. Директор возражает, что нарушены принятые правила, а за незаконные надо штрафовать.

Со штрафом он, конечно, погорячился. Слава богу, у нас времена не советские, да и агрофирма не орган государственного контроля и накладывать какие-либо взыскания не имеет права. Здесь, наверное, речь идёт о компенсации причиненного ущерба, но и его можно взыскать только по решению суда. Однако возникает вопрос: Какой ущерб принесла Анна Ивановна родному совхозу, которому отдала почти сорок лет трудовой жизни?

Кулаки после драки
Людмила Мишарина:Ущерб составляет 2100 рублей из расчёта 2 рубля 10 копеек за один килограмм сена.
Журналист:Но у Черниковой изъяли только 300 кг сена. Тогда почему такая сумма?
Людмила Мишарина:Потому что скошена трава с одного гектара. Директор пошёл на принцип и сказал забрать сено в качестве штрафа за самовольный покос.

На следующий день родственники повезли Анну Ивановну в администрацию агрофирмы. Там старушка подписывает с фирмой «договор краткосрочного пользования землями сельскохозяйственного назначения» на сезон 2002 года с общей площадью в 1 га и вносит плату в размере 42 рублей за 0.7 выкошенных га.

А сено для козочек Анны Ивановны остаётся в собственности агрофирмы.

Типично-печальная история
Председатель Комитета по регулированию земельных отношений Виктор Агеев так прокомментировал историю с покосом:История на самом деле печальная и типичная. По крайней мере. у нас в России, где привыкли и людей унижать и разгильдяйствовать. А разгильдяйства, как со стороны родственников Анны Ивановны, так и со стороны агрофирмы, хоть отбавляй. Со стороны родственников пожилой женщины - потому, что они сначала скосили, а потом уж заключили договор. Со стороны агрофирмы - потому что они не поставили в известность частников об обязательном заключении договоров и внесении соответствующей платы. Хоть бы рекламу в газетку дали.

Честно говоря, жалко. Жалко 87-летнюю Анну Ивановну, жалко её дочь - Тамару Ивановну, но если без эмоций, то агрофирма защищает свою собственность, и её начальников ни в чём не обвинишь, разве что в не доброте к сельчанам.
Так случилось, что дубина возмездия пришлась по самой безобидной женщине: дирекция агофирмы, защищая своё добро, решила пойти на жёсткие меры.

Все материалы - договора, справки об ущербе и т.д. передала в УВД для принятия решения о возмещении причинённого фирме вреда.
Честно говоря, не верится, чтобы агрофирма начала судиться со старушкой, которая всю жизнь проработала сначала в колхозе, а затем в совхозе и кромке болячек, худенькой пенсии, да уважения колхозников ничего не заработала. А теперь, под старость лет, такая неприятная история.
Николай АНФАЛОВ

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс