Ах, какой есть мужчина! Настоящий шахтёр

Ах, какой есть мужчина! Настоящий шахтёрВ воскресенье главное предприятие Березников – ОАО «Уралкалий» отметит профессиональный праздник. День шахтёра. Напомним, что почти половина населения нашего города так или иначе связан с шахтёрами, шахтными работами, шахтодобычей и т.д. Кто-то работает, кто-то работал кто-то замужем за шахтёром...
Сегодня в ДК калийщиков для шахтёров состоится праздничный вечер, посвящённый профессиональному празднику калийщиков. А 26 августа, в музее ОАО «Уралкалия» откроется выставка лучших работ, объявленного руководством предприятия конкурса детского рисунка «Я б в калийщики пошёл».

Один из тех, кто отметит в выходные свой профессиональный праздник - Казаков Александр Николаевич. Машинист горного выемочного комбайна БКРУ- 4. Буквально на днях Александр Казаков был награждён Знаком Шахтёрской Славы 1-й степени. Одна из высших наград в этой профессии.

Быть шахтёром Саша и не помышлял. Он мог бы стать мастером музыкальных инструментов. В детстве за три месяца вырезал и собрал электрогитару, на которой можно было играть. Он мог бы стать строителем. Кирпичик за кирпичиком складывал стены, наращивал мансарду, покрывал листовым железом крышу. Построенный им теремок, окружённый берёзами, заметно выделяется среди других садовых домиков.

А в детстве, которое прошло в Чердынском районе, Саша мечтал о приключениях, связанных с профессиями космонавта и моряка. Представлял себя в элегантной форме и ненавидел детские чулочки с резинками и тёплые гамаши, которые заставляли носить в детском саду. Тянуло к подвигам, хотя бы тайным набегам за огурцами на чужой огород, и мутило от кур и поросят, для которых он должен был рвать охапки крапивы и рассыпать корм.

Романтику в своей жизни Саша всё-таки нашёл, когда спустился в шахту Третьего рудоуправления. Первое впечатление при виде отработанных пустот – воспоминание о московском метро. Такая же овальная форма, так же постоянно тепло. Став машинистом комбайна, Александр Казаков почувствовал себя первооткрывателем: никто не бывал здесь до тебя, никто не знает, какие сюрпризы ожидают впереди. Бывают выбросы газа. Случалось и так, что подходишь к комбайну, оставленному первой сменой, а вокруг, где еще полчаса назад было спокойно, чудеса творятся: кровля на грани разрушения, почва вспучена.

На Четвёртом калийном спокойнее. Хотя жена, воспитатель детского сада, привычно ворчит, что профессия у Саши опасная. Муж пытается ей объяснить: ничего страшного нет, он просто делает своё дело, не нарушает запретов, постоянно помнит про свою семью, о которой должен заботиться.

В семье Казаковых две дочери, которым родители рассказывают о своём знакомстве. Возвращаясь с друзьями из Соликамска, Саше приглянулась симпатичная девчонка. Всю дорогу он вроде и с попутчиками болтает, а сам от незнакомки глаз отвести не может. При выходе решил познакомиться и, прикинувшись не местным, спросил, где находится улица Мира. Людмила прониклась трудностями приезжего и даже проводила до ближайшей пирожковой, где они отметили своё знакомство компотом с горячими пирожками. Через несколько месяцев поженились.

Вторая семья Александра – это бригада, которой он руководит, и костяк которой сохранился ещё с Третьего калийного. Казакову приятно слышать, как вслед его бригаде звучит песня: «Едут, едут на комбайне наши «казаки». Говорящее прозвище. Здесь не принято рвачество, недопустим подхалимаж, невозможны подсиживание и подлость. Человек, который говорит одно, а исподтишка делает другое, среди «казачков» бы и не прижился.

Как-то в школьные годы Сашка сам поступил некрасиво. И от одного воспоминания о той истории его до сих пор мутит. Компания пацанов спёрла с учительского стола классный журнал. Вечером его торжественно сожгли, приплясывая от радости, что с «двойками» покончено. А утром на учительском столе лежал новый журнал всё с теми же оценками. Страха перед наказанием ребята не испытывали: хулиганов не особо-то и искали. Было очень стыдно перед пожилым классным руководителем, которой пришлось всю ночь восстанавливать пропавший документ.

Больше Александр Николаевич злых шуток не понимает. Бывает, конечно, что на смене зазевавшемуся приятелю в карман тяжеленный болт подложат или соли в чай насыплют, но это больше для разрядки. Вообще, отношение доброе. И не только к людям, но и к машинам, которым в шахте принято давать имена. Вот скромно стоит «Пятнашка», а там, красуясь пивной наклейкой, возвышается «Толстячок».

Однажды, когда Казакову пришлось пересесть на новый комбайн, он вдруг понял, что комбайн – это не куча металла. За время работы начинаешь чувствовать характер своей машины. Если прошлая была мягкая, всё понимающая, то у этой характер жёсткий, требовательный. Но всё равно - надёжный. Потому что без чувства уверенности в тех, кто рядом с тобой, работать в шахте невозможно.

Березники привычно называют шахтёрским городом. Эта слава складывается не только из достижений предприятия, но и из отдельных судеб людей, которые там трудятся. С праздником!
Ольга ПОЛОВНИКОВА.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс