До свидания, детский сад!

Оксана Овчинникова, преподаватель кафедры психологии БФ ПГУ, психолог Центра практической психологии:
Вот, собственно говоря, и закончился последний год пребывания многих ребят в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным возрастом. Совсем скоро перед ними распахнёт двери школа и начнётся новый этап в их жизни. Поступление в школу — это переломный момент в жизни каждого ребёнка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

Учёба является обязательной общественно-значимой деятельностью. Жизнь школьника подчинена системе строгих правил, одинаковых для всех, что непривычно для первоклассников. Основным содержанием деятельности становится усвоение знаний. Рассматривая вопрос, насколько ребёнок готов к обучению в школе, психологи говорят о школьной зрелости. Здесь выделяют три аспекта:
· эмоциональная зрелость — понимается как изменение своего поведения, желание и возможность выполнять не очень интересные задания;
· интеллектуальная зрелость — это развитие таких важных качеств, как аналитическое мышление, логическое запоминание, концентрация внимания;
· социальная зрелость — это стремление и умение ребёнка общаться с одноклассниками, подчинять своё поведение определённым законам, выполнять роль ученика в школьном процессе.
при подготовке ребёнка к школе важно развитие всех трёх аспектов. Родители очень часто в гонке за привитие малышу как можно большего количества знаний забывают о том, что не менее важно научить ребёнка ладить со сверстниками, уважать старших, выполнять иногда скучные для него задания с терпением. И практически всегда остаётся в стороне развитие усидчивости, произвольности поведения. Поэтому ребята, приходя в школу, не могут высидеть и двадцати минут, а взрослые, умиляясь, говорят о сверхподвижности и активности их малыша.
Как можно без применения специальных диагностических тестов определить, готов ли ваш ребёнок к школе. Очень просто — наблюдая за играми ребёнка. В этом случае можно даже прогнозировать успешность его обучения в школе. Игры ребёнка — важный показатель общего развития. Если малыш не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию — это серьёзный сигнал неблагополучия в развитии ребёнка и неутешительный прогноз для школьного обучения. Часто примитивное игровое поведение сочетается с общей интеллектуальной пассивностью, а иногда и с задержкой развития.
Такие игры, как "Дом", "Магазин", "Парикмахерская" и др, так называемые сюжетно-ролевые игры, оказывают общеразвивающее влияние на личность дошкольника, учат играть в команде, сдерживать эмоции, развивают творчество, кругозор ребёнка.
В играх с правилами, например, "Чёрное и белое не брать", "Домино", "Фанты" и др., происходит своеобразное проигрывание ребёнком ситуаций и действий, очень приближённых к будущей школьной жизни. В них отрабатываются механизмы будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре существует игровая задача, которую ребёнку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые...). Для решения задачи нужны определённые действия— сравнить, проанализировать, измерить и т.д. Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы, нужно точно следовать очерёдности). Здесь и развивается необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
То, как ребёнок понимает условия игры, её задачу, способен ли он учитывать в игре и сознательно придерживаться всех её правил, замечает ли и вовремя ли исправляет ошибки — всё это свидетельствует о степени его подготовленности к школе. Поэтому чем чаще взрослые дома играют с малышом, тем лучше он будет справляться с новыми и непривычными условиями жизни в школе и тем радостнее скажет "Здравствуй, школа!"

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс