Профессия — тамада

Автор: Маргарита Казакова
Каждый человек человеку учитель
Восточная мудрость

Заканчивается август, совсем скоро придёт осень — время урожайное на свадьбы. Кто не успел пожениться в благоприятный для этого последний месяц лета, успевайте в сентябре. Предки наши, деревенские жители, правда, ни летом, ни осенью свадеб старались не играть — не до того было (жатва, уборка урожая). Теперь же самое плодородное время в природе словно заражает своей активностью и человеческую жизнь. Два человека, пожелавшие связать свои судьбы в это время, по старой-новой народной примете, будут жить богато и счастливо.

Итак, впереди радостное событие. Не обязательно свадьба, это может быть юбилей или просто день рожденья. Приедет много-много гостей самых различных возрастов, интересов, профессий... У большинства виновников торжества это обстоятельство вызывает панику: что со всем этим разношёрстным народом делать и чем их занять, чтобы у них остались хорошие воспоминания о празднике? Существует один выход — найти профессионального(ую) тамаду. Однако это не так просто, потому что распорядителей застолья в нашем городе очень много (эта работа приносит достаточно быстрый и большой доход), а вот профессионалов в полном смысле, зарекомендовавших себя, несколько человек. И если вы хотите, чтобы торжество удалось на славу, вам этих людей нужно найти.
Тамада — профессия древняя. На русской традиционной свадьбе его роль иногда исполнял дружка. В настоящее время организаторы праздника чаще называют себя восточным словом. На весь мир прославились грузинские тамады, чьи не столько лаконичные, сколько мудрые и изысканные тосты украшают сегодня и русские застолья. Но настоящий тамада — это не только содержательные красноречивые тосты, это и прибаутки, и занимательные истории, рассказанные к случаю, и полезные тесты-советы. На самом деле и это не всё.
О том, каким должен быть хороший тамада, я решила выяснить, непосредственно поговорив с теми, о чьей работе слышала много благодарных отзывов.

Я знаю, что ничего не знаю
Дверь мне открыла приятная, восточного типа, женщина. Всё в ней: и манера говорить, и улыбка, и ещё что-то, чего нельзя определить словами, — располагало и как-то сразу стало уютно, появилось ощущение, что знаком с этим человеком уже очень давно. Мне не пришлось о чём-то спрашивать. Разговор пошёл сам собой. Земфира так рассказывала о себе и о своей работе, словно это было её жизненным кредо, глубоко прочувствованным и осознанным. Честно сказать, мне захотелось самой побывать на торжестве, которое она ведёт.
— Профессия тамады, — поделилась Земфира, — мне нравится за то, что она заставляет меня совершенствоваться. Ведь всегда находишься на виду. Поэтому занялась спортом (стала в этом году ходить в бассейн, на аэробику), поступила в университет, на консерваторский курс. Эта работа заставляет читать очень много литературы, всегда быть в курсе событий. С другой стороны, тамада — это постоянное общение с людьми. Я служу людям. Дарю им радость. Я прихожу к ним не для того, чтобы заработать деньги, а чтобы оставить людям доброе воспоминание о событии. И действительно, когда люди мне звонят после праздника или я встречаюсь с ними через какое-то время, я понимаю, что для них это был не праздник желудка, а праздник души.
Иногда передо мной возникает выбор: или работать только с детьми (по своей основной профессии), или со взрослыми. Но выбрать что-то одно не могу. Когда я организую взрослых людей на празднике, не чувствую себя Петрушкой, как многие к этой профессии относятся. Хотя, как мне кажется, искусство приносить людям радость пошло от скоморохов, петрушества. Я ощущаю себя руководителем небольшого предприятия. Это не цирк, это небольшой спектакль, в котором участвует множество самых разных людей. Здесь все "колёсики" работают, чтобы доставить имениннику или молодожёнам радость.
В последнее время все люди хотят не просто напиться, а профессионально повеселиться.
М.К.: А березниковцы умеют отдыхать?
— Да, умеют. Вообще, говоря о людях русской национальности (я — восточная женщина), можно утверждать, что они умеют полноценно, щедро отдаваться любому празднику, любой песне. И это не только водка действует, это особая русская душа, широкая, разгульная: гулять так гулять, пить так пить. Я очень люблю русских людей. Ни одна другая нация не умеет так отдыхать. Недавно вела свадьбу в Березниках, на которой все гости со стороны жениха и сам жених были чистокровными немцами. Я спросила: "Как у вас, в Берлине, проводятся свадьбы?". Свидетель рассказал: "У нас немножечко пьют, немножечко разговаривают, немножечко веселятся. А у вас такие щедрые столы, веселье!".
Вообще профессия тамады интересна тем, что всегда узнаёшь что-то новое, или старое поворачивается другими своими гранями. Каждый раз возвращаешься к мысли, что ещё ничего-то ты не знаешь.
Я очень люблю восточную мудрость. Согласно одной из пословиц, нет хороших-плохих людей. У каждого человека, даже плохого, ты чему-то учишься. Раньше я так цеплялась за людей. Говорила: "Он такой хороший!". А потом разочаровывалась, и для меня это был такой удар! А сейчас я отношусь к такому человеку не как к другу, а как к учителю. На данном жизненном этапе он меня чему-то научил. И даже враг.

Господи, дай мне вдохновения!
Тамада Людмила, очень обаятельная, буквально заражающая своей энергичностью женщина, называет себя ведущей вечера, поскольку считает, что тамада — восточное слово. Работала во дворцах культуры, больше двадцати лет ведёт свадьбы, юбилеи.
— Ведущая должна быть на празднике, чтобы он шёл по канонам каким-то. Очень жаль, что уходит традиция проводить праздники. Ведь раньше бабушки и дедушки её знали и проводили всё, как положено. Если я провожу свадьбу, я обязательно включаю в неё элементы традиционной обрядовости. Ведь, например, рушник (полотенце) передавался из поколения в поколение, им даже лечили младенцев. Кто об этом сейчас знает?
М.К.: Каким должен быть профессиональный тамада?
— Профессионал-ведущий, — говорит Людмила, — отличается от всех остальных тем, что он знает меру. Никто другой меры найти не сможет, потому что мера находится опытом, жизненным опытом, когда рассчитаны буквально каждые десять — пятнадцать минут. Потому что, если тамада вышел, встал и говорит пять минут подряд, а вы в это время сидите, к такому ведущему быстро теряется интерес. Вам захочется поболтать с соседом, захочется выпить, съесть лишнего. Информация, которую доносит до гостей тамада, должна быть крайне сжатой. Потом он начинает играть, "распрямляет пружину", потом опять сжимает, чтобы внимание было направлено на то, о чём он говорит, затем, когда понимает, что пора, опять отпускает. И так весь праздник.
Сейчас же многие берутся вести праздник. Считают: открыл книжку — "О! Тут всё написано. Я сейчас с этого места до этого проведу. Главное — деньги заработать". Э-э, нет. Про таких ведущих часто слышу: "Пригласили тамаду. Мы так от неё устали!".
Ведущий или тамада существует не для того, чтобы к себе привлекать внимание. Я стараюсь всегда быть серенькой мышкой. Особенно если я иду на женский юбилей. Надеваю маленькое чёрное платьице, чтобы не дай бог быть заметной. Потому что и так много внимания направлено на ведущего. У меня юбиляр (или молодожёны), гости в центре.
М.К.: Тамада или ведущий — это профессия или призвание?
— Профессию можно получить, а профессиональному ведению вечера обучиться сложно. Ведущий по призванию всегда находится в поиске. Это творческий человек, который способен работать импровизационно, без сценария, работать каждый раз с новой публикой. У нас много заготовочек разных, книг, стихов, песен. У ведущего, который любит и уважает свою профессию, должно быть всего этого много. С годами, конечно, переворошишь всего этого кучу, выбросишь половину, потому что многое уже устарело (например, длинные стихи, указы на свадьбах). Время диктует своё. "Изюминки" порой рождаются на самом празднике. Потом их используешь опять.
Наверное, нужен талант. Настоящий тамада рождается с желанием дарить радость. Он должен сделать так, чтобы всем понравилось: и тому буке, который сидит в углу, и девчушке, которой шестнадцать только исполнилось, и восьмидесятилетней бабушке.
М.К.: Как вам удаётся держать форму: быть всегда красивой и в хорошем настроении?
— Каждый раз, перед тем как выйти к людям, я прошу: "Господи, дай мне вдохновения!". Потому что когда есть вдохновение, всё получится само собой. Вдохновение и желание подарить людям радость поможет перешагнуть, погасить все неприятности.
Даже болезни проходят. У тебя грипп, ты кашляешь, температура. Идёшь — у тебя всё это пропадает, появляется красивый голос. Заканчиваешь, и только тут появляется слабость, и чувствуешь, что шага сделать не можешь.
Тамада очень любит людей, а, когда любишь, внутренне открыт перед людьми, как новорожденный ребёнок.
М.К.: У каждого ведущего есть свой стиль?
— У некоторых нет ничего своего, они занимаются плагиатом. У меня игровой стиль, Земфира любит стихийные инсценировки, у неё богатый песенный репертуар.
М.К.: Существует ли такое явление, как "сыгранность, сработанность" оператора, ди-джея и ведущего?
— У каждого из нас есть своя команда. Поэтому, если хозяева праздника приносят свою музыку и сажают за пульт своего непрофессионального ди-джея, порой бывает очень неудобно: либо нужной музыки не хватает, либо она играет невовремя. Необходимую музыку поэтому стараюсь записывать на диски сама. То же с операторами. Есть такие люди, которые видят то, что другие не замечают.

Ценно доверие
Елена — молодая женщина, которая считает себя ученицей Земфиры. Они обмениваются между собой находками, дарят друг другу идеи.
— В первый раз я начала вести свадьбу, когда моя подруга позвала меня свидетельницей. Всё общение было построено на том, что мы со свидетелем говорим, а все остальные поддерживают нас, хохочут. И только когда я познакомилась с Земфирой, я поняла, что тамада — человек, который больше молчит. Чтобы люди запомнили не то, какая тамада хорошая, а то, какие гости были: какой был Серёга, переодетый в кого-то, какой была Марина...
М.К.: Как давно ты стала тамадой?
— Я занялась этим в студенческие годы, когда стали замуж выходить мои подруги. Затем я помогала женить друзей моего мужа. А последние два года я стала делать праздники незнакомым людям. Началось всё с того, что я работала заместителем директора по организационно-массовой работе в школе. Это же всё очень похожие вещи. Разница только в том, что со взрослыми людьми ничего не отрепетируешь. Сплошной экспромт. Хотя эти же экспромты были и в детском лагере. Поэтому, вероятно, многие тамады — педагоги.
М.К.: Что, на твой взгляд, тамаде хорошо бы уметь?
— Очень хорошо, когда тамада играет на музыкальном инструменте. Вот Земфира — три в одном: она и организатор, и ведущий, и аккомпаниатор (она говорит: "Аккордеон — друг мой"). Ей, конечно, легче оформить музыкально какой-то момент — она прошлась по клавишам и всё. Мне, например, этого не хватает. Но я выхожу из положения — записываю музыкальные фрагменты на диски. Неплохо, когда человек сам шьёт. Мне надо "цыган" сделать, я купила материал и сшила.
М.К.: Что для тебя ценно в профессии тамады?
— Например, свадьба. Иной раз тамаду не знают в лицо. Молодожёнам дали номер телефона, они звонят, и такое событие, которое бывает раз в жизни, отдают тебе в руки. Я раньше как-то не задумывалась над этим. Для меня ценно доверие. Поэтому ту работу, что я раньше проделывала для самых близких подруг, теперь для делаю для других.
М.К.: Можно ли научиться этой профессии?
— Мне кажется, можно. Допустим, идеальный тамада обладает, ну, десятью качествами. Если у тебя есть хотя бы три, и ты стараешься — всё получится. Конечно, не сразу. Ни у кого сразу не получается. А творческих людей очень много.
Итак, профессия тамады существует. Вот только дипломов "с отличием" не подразумевает, а требует безграничного посвящения себя людям. Разве этого мало?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс