Недоучки

Автор: Галина Гусева

Ещё лет 10-15 назад отчислять из школы ребёнка, не получившего хотя бы обязательного 8-летнего образования, не имели права вообще. Если только он не попадал за решётку, то есть в спецучреждение, но и там его доучивали. Тянули до последнего, мучились, за руку водили, родителям на предприятия сообщали, учителя оставляли двоечников на дополнительные занятия... Теперь, уже на протяжении ряда лет из березниковских школ отчисляется ежегодно более ста детей, не получивших даже основного общего образования (9 классов). По итогам последнего учебного года – 177.

Закон «Об образовании в РФ» предписывает обеспечить бесплатное образование детям до 18 лет. Школа особо отвечает за несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста. Разрешение на их отчисление может дать только комиссия по делам несовершеннолетних. Их нельзя отчислить в «никуда»: они должны быть пристроены либо в профтехучилища, либо в вечерне-сменную школу, либо найти работу. И кто же этим занимается?

Школа
Из разговора с одной учительницей: «Когда я несколько лет назад подсчитала, что за проверку одной тетради мне платят меньше одной копейки, я стала проверять через одну, хотя и стыдно было. Глаза очень устают... Так же и с классным руководством. Раньше за каждым ребёнком ходили, обязательно проверяли домашние условия, обстановку в семье, разбирались в каждым конфликтом в классе...Сейчас ни времени, ни сил, ни желания на это нет, потому что платят мало, набрали нагрузки на полторы-две ставки...Нет, есть ещё, конечно, энтузиасты-педагоги, но мало. Хочет ученик – занимается, не хочет – сам виноват. А за прогульщиками должен следить социальный педагог, только у неё тоже времени нет, только бумажки заполняет...»

Должности школьных психологов и социальных педагогов вводились несколько лет назад именно для того, чтобы уменьшить отсев из школы. Чтобы разобраться с каждым случаем на корню, успеть, предотвратить.

Людмила Чугайнова, заведующая учебным отделом комитета по вопросам образования:.«Социальные педагоги учитывают детей, которые должны получить образование, они ходят по квартирам, выявляют... Ребёнку исполнилось семь лет – почему он не пришёл в школу? Или он материально не обеспечен, болеет, - выясняют. Проводят все мероприятия, чтобы ребёнок сел за парту. Работают с детьми, которые систематически пропускают занятия без уважительных причин. Сначала классный руководитель должна выяснить, почему нет ребёнка в школе, а потом уже подключается социальный педагог. Тоже ходит по квартирам, звонит родителям на работу, находит, разговаривает. Ставит ребёнка на внутришкольный учёт, и, если ребёнок систематически пропускает, ставит семью на учёт в КДН. По такой схеме отчитываются ежемесячно и ежеквартально. Ежемесячно – сколько детей пропускают занятия, а ежеквартально – что сделано по семье и по ребёнку».

Зарплата у большинства социальных педагогов – по седьмому разряду, то есть меньше одной тысячи рублей. Поэтому большая текучесть кадров: за учебный год около 30 процентов социальных педагогов успевают смениться.

Людмила Чугайнова:«За отчисления мы наказываем директоров школ, а надо бы – родителей. А родителей наказать не можем даже на комиссии, потому что родитель чаще всего нигде не работает. Только предупредить на комиссии по делам несовершеннолетних. Или крайняя мера - лишение родительских прав. Очень много детей находится сейчас в социально опасном положении...На днях вернули 8 «наших» беглецов из Кизела, и хотя бы один из нормальной семьи. Мы ежеквартально ставим всё больше семей на учёт. Спиваются со страшной силой – была нормальная, благополучная семья, родители за год спиваются...»

Соцзащита
На учёте в органах социальной защиты сейчас состоят 876 семей, в них 1380 детей. Примерно четверть несовершеннолетних – ничем не заняты. По словам специалиста отдела семьи, материнства и детства Натальи Плетнёвой, соцзащита помогает таким подросткам в получении паспорта, в организации летнего оздоровления, может направить в центр реабилитации, даже в санаторий. Однако дети из асоциальных семей сбегают и из санаториев – их не принимают сверстники, дразнят в школе.

Из разговора с Энэлей Облезневой, специалистом территориального отделения № 4:«Лечение пьющих мамаш от алкоголизма, как правило, не даёт результата... Только у меня на участке за год пять таких мамаш умерло от пьянки. Сироты остались. А если всех лишать родительских прав – так в Березниках надо 10 детских домов строить. Детям всё равно нужна мать – они из «Ростка», из санаториев бегут домой. Сиротам-подросткам, которым уже поздно в детдом, помогаем как можем, оформляем пенсии, помогаем в получении паспорта, за руку иногда водим в училище – там и кормят, и профессии обучают. Не всегда получается, конечно».

Комиссия по делам несовершеннолетних
По словам заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) Екатерины Конюковой,КДН не даёт разрешения на отчисление из школы или училища детей моложе 15 лет и старается не давать такого разрешения в середине учебного года. Либо родители приносят справку, что ребёнок уже трудоустроен. Контроль осуществляется через напрвления, которые выдаёт КДН с согласия ребёнка и его родителей – на учёбу в училище (как правило, № 28), Центр образования взрослых или на профконсультацию в Центр занятости. При каждом направлении есть корешок, который присылают нам обратно. Если ребёнок не прибыл по направлению, вызывают опять социального педагога или мастера училища, где подросток числился: занимайтесь, и так до тех пор, пока ребёнок не будет устроен.

Центр занятости
Валентина Пашко, заведующая отделом переобучения ЦЗН:«По закону, на учёт по безработице могут встать с 16-ти лет. Это те, кто не хочет учиться. Комитет по вопросам образования только отчисляет, но не помогает... Хорошо, если у этих подростков есть хотя бы 7 или 8 классов законченных, можно в училище отправить, профессию получить, а если 5? 6? Если нет даже минимума знаний, они остаются неохваченными. Их даже дворниками и подсобными рабочими не берут. Из одного места выгнали – тут приняли. И неправильно это, что им платят пособие по безработице (30 процентов прожиточного минимума). Иждивенцев растим. Каждый должен получать по заслугам, есть захочешь – пойдёшь учиться. Тут объединяющий центр, программа нужна, а не подачками отделываться...»
А как полагаете Вы, уважаемый читатель?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс