Науки юношей питают... через Интернет

Технический прогресс движется вперёд семимильными шагами. Развитие науки и техники, открытие новых знаний и постоянно ускоряющийся темп жизни требуют от людей всё большей мобильности и образованности. Так, сегодня принято считать, что для успешного развития страны в современных условиях не менее 40-50% её взрослого населения должны иметь высшее образование.

По статистике, в России ежегодно нуждаются в переподготовке более двух миллионов человек. Происходящие в стране экономические, политические и социальные изменения, по прогнозам специалистов, потребуют переподготовки к 2007 году более сорока миллионов наших сограждан.

Если ты не Ломоносов...
В то же время 2/3 взрослого населения России нигде не учатся.
Как отмечают некоторые социологи, в стране сложилась такая ситуация, что многие из тех, кто хотел бы получить высшее образование, не могут себе этого позволить по нескольким причинам. Во-первых, кому-то это просто не по карману, во-вторых, некоторые настолько заняты на работе, что не могут выделить более одной недели из своего графика на учёбу. И в-третьих, кто-то, не имея рядом нужного вуза, в силу разных причин не может или не хочет, следуя примеру юного Миши Ломоносова, топать на поиски знаний за тридевять земель. Как быть?

Западная альтернатива.
(Откуда есть пошло СДО)
Альтернатива "традиционному", "очно-заочно-вечернему", образованию появилась на Западе лет двадцать назад и получила название "системы дистанционного (или дистантного) образования" (СДО). Но существовавшие на тот момент технологии не позволяли реализовать главные преимущества дистанционного образования — доступность для каждого и ориентированность на конкретного человека.
Всё кардинально изменилось с появлением Интернета, бурным развитием вычислительной техники и средств связи. Теперь можно одновременно, да к тому же не выходя из дому, изучать, например, какой-нибудь менеджмент в Лондоне и дизайн — в Париже. В Европе и США ещё в конце 80-х — начале 90-х годов были созданы национальные системы дистанционного образования, в которые были включены все ведущие вузы. Сегодня миллионы людей по всему миру сдают сессии и получают дипломы у экранов своих домашних компьютеров, а не в университетских аудиториях. Многие считают, что в будущем именно дистанционное образование станет ведущим, поскольку оно имеет неоспоримые плюсы по сравнению с традиционным — экономит время, деньги (дешевле очного в 2-3 раза), носит гибкий, личностно-ориентированный характер и основывается на самостоятельной работе студента.

А у нас в России — ...
"Ну а что же у нас?" — спросите вы. В России первые сведения о наличии дистанционного образования появились в начале 90-х годов и связаны с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Современным гуманитарным институтом. Сегодня региональные центры дистанционного образования существуют практически во всех крупных городах России, в том числе и в Перми (филиал Современного гуманитарного института — Современная гуманитарная академия). Особенностью российских СДО стало то, что оные, в силу объективных причин (недоступный по ценам для большинства пользователей Интернет и допотопные линии связи), имеют в основном "смешанный" характер — нечто среднее между кейс- и IT-технологиями. Например, когда учебно-методические пособия высылаются Вам на дом, а консультации, зачёты и экзамены — через Интернет.

IT или TV?
Все СДО можно условно объединить в три группы, исходя из того, какая технология лежит в её основе: кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор — кейс, который высылается вам для самостоятельного изучения на дому, а все консультации, зачёты и экзамены проходят в региональном учебном центре; TV-технологии, основанные на телевизионных трансляциях учебных программ и IT-технологии, использующие возможности Интеренет-технологий и мультимедиа, когда доступ к учебно-методическим материалам, а также общение с преподавателем происходит посредством Сети. Пока, как мы уже упоминали выше, наибольшей популярностью пользуются последние, но, вполне вероятно, что с появлением и развитием Web-TV, когда будет возможно транслировать учебные передачи на экран своего компьютера, ситуация изменится.

Хочешь работать— иди учись
На Западе, где почему-то труд и время ценятся больше, чем, например, у нас, давно уже заметили, что уровень эффективности работы предприятия во многом зависит от уровня квалификации персонала. Внедрение систем дистанционного образования на предприятии позволяет сократить расходы и оптимизировать процесс повышения квалификации работников. Сопоставимые с вузовскими, а может быть, и превосходящие их системы дистанционного образования и переподготовки работников существуют на данный момент во всех крупных западных корпорациях — Microsoft, IBM, General Motors, Ford, а в последнее время и в некоторых российских, таких как Газпром, ЮКОС, Сбербанк, Центробанк и других.

Проблема выбора
Конечно, есть недостатки и у этой формы образования. Так, вызывает много нареканий несовершенство многих подобных систем: нет адаптированного перевода на русский язык, пока очень малы по объёму виртуальные библиотеки, особенно что касается специальной литературы, много вопросов и к содержанию учебных программ; нет — пока и, что называется, "соответствующей законодательной базы". Многие пока опасаются дистанционного образования, задавая вопросы типа: "Что, если меня обманут?" или "Кому будет нужен такой диплом?".
Что тут можно ответить? От неудачи не застрахован никто. Прежде чем выбрать вуз, надо убедиться в том, что это действительно серьёзное учреждение, с незапятнанной репутацией и многолетним опытом работы. А насчёт "невостребованности" таких дипломов следует сказать, что в Сети существуют сайты, где всем желающим предлагается пройти тест на знание определённой программы или операционной системы и на умение работать с ними и, в случае успешного его прохождения, выдаётся сертификат, соответствующий международным стандартам IMS.

Пропуск в светлое будущее
Но даже не это главное, а то, что на сайты эти часто "заходят" работодатели, так как здесь публикуются "рейтинг-листы" набравших наибольшее количество баллов. Так что скоро, возможно, всё образование будет построено по дистанционному принципу: результаты виртуально сданных тестов, зачётов и экзаменов будут записываться на ваш личный жёсткий диск, который по окончании учёбы может стать вашим же пропуском в светлое будущее.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс