Тезисы взаимной пользы

Автор: Алёна Козырева

Государство пользует граждан с гораздо большим успехом, чем граждане – государство. Профессиональные правозащитники так прямо и говорят.

Регистратор поликлиники не выдала талончик на приём к врачу, потому что “входные билеты” уже закончились; в коридоре присутственного места стоят три стула, а народу в очереди раз в десять больше; в налоговую инспекцию - очередь, в собес -очередь, в паспортный стол - очередь и т.д. и т.п. во всевозможных вариантах и комбинациях. Это – “государство”.

“Мы”. Переделываем справку, срок годности которой уже истёк, но чиновник нас об этом не предупредил; в шесть часов утра занимаем очередь на приём к врачу, а, добившись цели, уходим ни с чем, потому что у врача кончились рецептурные бланки; слышим грубость в ответ на вопрос чиновнику и т.д. и т.п. во всевозможных вариантах и комбинациях.

У государства много обязанностей. Одна из них – продавать своим гражданам социальные услуги. Различного рода пособия, льготы, субсидии и т.д. Население расплачивается за социальный сервис тем, что регулярно платит налоги.

Такие тезисы прозвучали на «круглом столе» в березниковской администрации, организованном по инициативе пермских правозащитников. Напомним, на прошлой неделе специалисты Пермской гражданской палаты и Пермского правозащитного центра консультировали березниковцев, как грамотно отстаивать свои права.

Темой «стола» стали административные барьеры в социальной сфере. То есть, какими способами государство в лице своих чиновников мешает гражданам воспользоваться гарантированными самим же государством социальными правами. И как грамотно общаться с государством, чтобы с наименьшими усилиями добиться результата.

Правозащитники:«Мы подошли к взаимоотношениям человека и государства в социальной сфере с точки зрения прав потребителя. Как только мы это сделали, сразу стало легко описать многие трудности, которые на других языках описываются плохо. Чиновнику гораздо легче объяснить, что именно он делает плохо, если показать это на примере обслуживания покупателя в магазине».

К участию в обсуждении приглашались все общественные организации Березников, представители городской администрации и местные депутаты. Как оказалось, деятельных общественных организаций в нашем городе очень мало. И в этом, сказали правозащитники, уникальность Березников: ни один город области не можем «похвастать» столь низкой общественной активностью. И пришлось пермским знатокам права общаться, в основном, с членами городского общества инвалидов.
Общество инвалидов:«С нашей налоговой инспекцией очень трудно работать. Недавно нам предъявили штраф в шесть тысяч рублей. А за что?»

От имени березниковской администрации выступила только начальник Управления социальной защиты населения Людмила Романенкова. Да и она через полчаса после начала мероприятия удалилась, сказав, что у неё приём по личным вопросам. По глубокому убеждению Людмилы Ивановны, любые инициативы местных социальных работников, выходящие за рамки федерального закона, наказуемы. Из-за нестыковки законов фискальные органы (опять!) нещадно штрафуют Управление.

Л. Романенкова:«Мы ввели такую социальную услугу, как массаж на дому. Налоговая инспекция насчитала нам очень миленький штраф, на том основании, что массаж не входит в перечень социальных услуг, утверждённых федеральным законом. И даже то, что массаж был утверждён мэром города, налоговиков не убедило. Поэтому у нас единственных выход – ждать нового закона, либо указа губернатора. У него есть такие полномочия».

Правозащитники:«У любого субъекта Федерации, любой муниципальной власти есть конституционное право расширять перечень социальных услуг. Вы их сокращать не имеете права, а расширять просто обязаны. А местная налоговая перестраховывается, и вы идёте у них на поводу. Ведь чтобы изменить федеральный закон надо лоббировать семь депутатских групп, пять кабинетов. А на местном уровне ничего этого делать не надо».

Социальный начальник осталась непреклонна: пока не появится вышнего нормативного документа, будем работать по старому. В ответ пермяки предложили прислать им пакет необходимых документов, чтобы разобраться с березниковской налоговой инспекцией и даже гарантировали в течение месяца вернуть штрафные рубли.

Правозащитники:«Вы поймите, почему в Перми что-то происходит? Там есть общество инвалидов, которое с власти не слазит два года. Они сами авторы двух законов. Они не ждут».
Общество инвалидов:«Были у нас и пикеты. И всё было. И слезами администрацию поливали. Вот мэра пригласили к нам на встречу, так нас спрашивать стали, по какому вопросу мы его к себе зовём? Он что, нас боится?»

За мэра ответили правозащитники. Мол, с чего вы решили, что для получения какой-то соцуслуги требуется личное присутствие, а тем более непосредственное сочувствие первых чиновников города. Ни в одном законе не написано, что для той же жилищной субсидии или детского пособия требуется лично очередь отстоять, чтобы подать документы.

Правозащитники:«Как правило, все требуют личного присутствия. А почему собственно? Вы попробуйте ради эксперимента отправить пакет документов по почте заказным письмом с уведомлением. И посмотрите, что они делать будут. По идее любую справку можно получить таким способом».

«Они», чиновники то есть, тоже люди, И реагируют по уже известным законам психологии: внимание привлекает только новое и неожиданное. Поэтому правозащитники настоятельно рекомендуют, говоря современным языком, грамотно презентовать свои претензии власти. Пример. Пермские инвалиды-колясочники на электронной карте города отметили красными точками все общественные места недоступные для них. И потом предъявили этот документ областной и городской администрациям. Теперь каждый новый строительный проект обязательно согласуется в обществе инвалидов.

Правозащитники:«Подобные вещи денег не стоят. Их надо уметь вычленить и показать. Грамотно, хорошо и красиво. И не обидно для власти: ах вы, гады такие, ничего делать не умеете».
Скорее всего, березниковские инвалиды советом не воспользуются. Они считают, что те, от кого что-то зависит и так хорошо осведомлены.

Постскриптум. На одном из заседаний березниковской Городской Думы присутствовали инвалиды. Поскольку коляска в лифт «белого дома» не помещается, то ходячие инвалиды внесли своих коллег в зал заседания (4-ый этаж) на руках. По окончании Думы инвалиды попросили депутатов помочь спуститься вниз, к коляскам. Не помог никто. Пришлось инвалидам звонить в своё общество и просить помощи.А это уже другой барьер. Не административный. Психологический. Или моральный?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс