Наука зарывать
Водозабор – очень странный предмет. Он вроде бы есть, но его как бы нет. Сурмог. Водозабор «Сурмог». Стройка века? Глупость века? Афера века? Или?..
Трудно забыть, как гремели те фанфары. И трудно забыть, как громко начинались скандалы. А теперь как отрезало. Тишина. Пугающая такая тишина. Потому что Сурмог – это не только зарытые в землю миллионы, а, не исключено, ещё и мина замедленного действия.
Стройка века
Стоит напомнить, что о строительстве нового водозабора для Березников (в дополнение к действующм доныне «Изверу» и «Усолке») заговорили ещё в 70-е годы. Вглядываясь, так сказать в недалёкое счастливое будущее, тогдашние отцы города стремились обеспечить город полноценным источником воды. Тем более, что «Извер» и «Усолка» к предполагаемому рассвету жизни должны были практически исчерпать свои ресурсы. Предполагалось, что Березникам в светлом завтра потребуется примерно 150 тысяч кубометров воды в сутки. «Сурмог» должен был, по проекту, давать 60 тысяч из них.
Проект прошёл всю согласовательную машину, строительство началось. Была очищена площадка, проведены дороги, проложены водоводы. Основные инвестиции в строительство были государственными.
Любопытно, что даже специалисты сейчас затрудняются оценить масштаб тогдашних затрат, сравнивая проведение подобной оценки сейчас со стоимостью самой разработки проекта «Сурмог». В том числе и потому, что переводить рубли времён социализма в нынешние не совсем корректно с чисто научной точки зрения – имеет смысл считать затраты человеческого труда, расход горюче-смазочных и строительных материалов, а не цветные бумажки, которые не являлись в полном смысле деньгами (впрочем, в нюансы политэкономических теорий вдаваться не будем). И ещё одна причина – в конце концов, деньги были государственными, то есть общими, то есть ничьими, кому это сейчас интересно? Словом, потрачено и потрачено.
Правда, потрачено много. Даже для тех времён много.
А потом светлое завтра отменили.
Пи-ар века
Снова «Сурмог» всплыл в середине 90-х.
Достаточно пролистать подшивки городских и областных, и даже некоторых столичных изданий того времени, послушать радио- и посмотреть телезаписи, чтобы понять, насколько мощной, просто грандиозной была рекламная кампания или, как принято сейчас говорить, пиар-акция. Президентские выборы в сравнении с этим – детские шалости (в сопоставимом масштабе, конечно). «Сурмог» стал близок уму и сердцу каждого березниковца, необходимость строительства «Сурмога» была просто аксиомой. Любой мог хоть усомниться в том, что надо Родину любить, хоть оспаривать существование Бога, хоть дискутировать на тему, стоит ли уходя гасить свет и четыре ли получается при умножении два на два, но «Сурмог» – нет. «Сурмог» надо строить. Потому что его нужно строить. И точка.
Справедливости ради следует заметить, что пиар-кампания во всех СМИ осуществлялась совершенно бесплатно. Потому что ни один журналист не мог позволить себе усомниться. Как это – не написать о «Сурмоге»? Ведь его нужно строить!
А годы, напомним, были нелёгкими и не только для Березников, но и для всей страны. Весёлыми, но нелёгкими. Развитие города практически остановилось, жилищное строительство, да и вообще всякое строительство замёрзло, рост населения прекратился и стал даже отрицательным (простите неудачное выражение «отрицательный рост») и т.д. Положа руку на сердце, признаем: даже сейчас, в 2004 году мы наблюдаем только первые факты, которые могут быть отнесены к позитивным тенденциям. Кстати, в кулуарных разговорах и даже на одной из пресс-конференций тогдашний мэр Александр Мошкин пару раз обронил что-то вроде: «а зачем строить «Сурмог»?». Слышавшие это березниковские журналисты мэра просто не поняли.
Кстати, по экспертной оценке 2000 года, от «Сурмога» (после завершения, разумеется, стройки) требовалось давать городу только 20 тысяч кубометров воды в сутки. И в качестве не основного водозабора, а резервного, запасного. Причём, следует заметить, что эта экспертная оценка может считаться едва ли не первой и, к слову, сказать, единственной попыткой реально прикинуть, что городу нужно на самом деле (в смысле, сколько воды). Может быть, аналогичные попытки имели место и раньше, но обществу об этом неизвестно. Да и этой-то экспертизы выводы стали известны едва ли не случайно (как себя не похвалить? Есть в Березниках такая настырная «Городская газета») и далеко не широко.
Словом, оцените эффективность пиар-кампании.
«Сурмог» надо строить! В переводе на простой и циничный язык это значит: на «Сурмог» должны выделяться деньги. Не просто деньги, а очень большие деньги.
Афера века?
Общая стоимость строительства оценивалась примерно в 9 миллионов американских долларов (70 миллионов дойчмарок). Некоторая часть пошла напрямую из бюджета, другая – в виде займов под бюджетные гарантии.
При этом – при наличии, обратите внимание, собственной и очень мощной строительной индустрии (трест «Березникихимстрой» и не только) – освоением, говоря канцелярским языком, средств занималась германская фирма ФАБ. Контракт с ФАБ стоил 31 миллион дойчмарок.
Деньги осваивались широко и со вкусом (кстати, сметы расходов тоже не проверялись). На бюджетные и занятые под бюджетные гарантии деньги была построена вся подземная часть водозабора и наземные павильоны. В 1998 году деньги кончились и строительство остановилось. По оценкам тогдашних экспертов, для завершения строительства требовалось ещё около 500 миллионов рублей (не путать с экспертизой потребности города в воде!). Их долго и безуспешно пытались занять – под бюджетные гарантии - у российских банков (а у банка «Империал» даже, помнится, заняли, но после отзыва у банка лицензии вернули, не успев освоить. Впрочем, это другая история). Одновременно тратились деньги на консервацию стройки.
Всё это, напомним, были бюджетные деньги, деньги березниковских налогоплательщиков. На строительство водозабора, который нужно было построить, потому что нужно было построить.
Для полноты понимания. Когда деньги кончились, одним из вариантов продолжения строительства было привлечение частного инвестора. Чтобы какая-либо крупная корпорация достроила за свои деньги водозабор, а потом окупила бы его, продавая воду горожанам. Ни один инвестор не счёл такое вложение своих денег разумным. Впрочем, об этом можно только судить по результату. Но вот ещё один факт: тогдашние власти вели переговоры с «Лукойлом». Дело в том, что водозабор «Усолка» связан с нефтяными залежами, поэтому было такое предложение: нефтяники достраивают и запускают «Сурмог», а взамен Березники разрешают добычу нефти в районе Усолки. Договорённость не состоялась. Значит, просто невыгодно?
Считается (почему-то), что о покойных следует говорить или хорошо, или ничего. Поэтому мы ничего не будем говорить о той роли, которую сыграл в этой истории Почётный гражданин Березников, уважаемый и почитаемый Игорь Александрович Неверов. Хотя это чрезвычайно трудно – не сказать о фактическом инициаторе возобновления строительства, главном провозвестнике его и агитаторе, вице-мэре по строительству, начальнике службы контроля за строительством водозабора «Сурмог», депутате Городской Думы и т.д. Но о покойном...
Помнится, когда избранный губернатором Юрий Трутнев впервые посетил Березники, впервые публично прозвучало, что с «Сурмогом» какие-то непорядки, ведётся тщательная проверка. Правда, без указания каких-либо цифр или ссылки на какие-то факты. А ещё ходят слухи, что незадолго до самоубийства Игорь Неверов побывал на личном приёме у губернатора. Может быть, и не побывал. Но что собирался – известно. Собирался лично встретиться с губернатором и лично рассказать, как нехорошо обстоят дела в Березниках. При этом самое главное «нехорошо» – финансирование строительства «Сурмога» прекращено.
Но о покойном... Поэтому мы ничего не будем говорить о тесной личной дружбе Игоря Неверова с руководителями германской фирмы ФАБ. Впрочем, Игорь Александрович был просто очень публичным человеком, несправедливо было бы говорить только о нём. Но о ком ещё?
Глупость века?
В 2001 году город сумел всё-таки взять кредит (11 миллионов рублей) у Внешторгбанка. Строительством тогда занималось специально созданное предприятие «Сурмог», которое возглавлял Сергей Семёнович Кушнин. Кстати, Сергей Кушнин и Игорь Неверов не скрывали взаимной неприязни. Впрочем, о покойных...
Кое-какие работы начались, правда, масштабы были уже не столь значительны. Зашла речь о том, что «Сурмог» должен выйти на самоокупаемость, при нём было создано предприятие «Серебряный Сурмог» (продажа питьевой воды). В 2002 году прокуратура заподозрила нецелевое использование бюджетных средств, было возбуждено уголовное дело. Практически сразу после возбуждения уголовного дела Сергей Семёнович скончался от сердечного приступа.
По словам следователя, дело было с самого начала безнадёжным. Все заподозренные в хищениях лица стали, грубо говоря, валить друг на друга, а когда умер директор, дело и вовсе было прекращено.
Впрочем, о покойных... Не скажем ничего.
Сейчас «Сурмог» передан «Водоканалу». Строенный, недостроенный и т.д. По оценкам специалистов «Водоканала», износ водопроводных сетей и другого оборудования (в том числе на действующих поныне водозаборах) составляет 60-70 процентов. Примерную стоимость реконструкции даже они не решаются назвать.
А теперь внимание! По данным Федерального госучреждения «Территориальный фонд информации по Пермской области», в 2003 году из-за состояния сетей, оборудования и т.д. в Березниках до потребителя не дошло 8,6 миллиона кубометров воды. Грубо говоря, такой объём утечки. Для сравнения: водозабор «Извер» дал в 2003 году 6,9 миллиона кубометров воды.
А «Сурмог» строился. На деньги налогоплательщиков. Впрочем, утечки воды тоже оплачивают горожане.
Кстати, упомянутый Территориальный фонд является структурой Министерства по природным ресурсам. Которое сейчас возглавляет Юрий Трутнев.
На тебе, Боже...
В «Водоканале» полагают, что вроде бы и нужно «Сурмог» достроить, чтобы был резервный источник, но денег нет. И избавиться были бы рады (один налог на землю, который «Водоканал» платит за площади «Сурмога» составляет 600-700 тысяч рублей ежегодно), но официально никто не признаётся, что идёт поиск нового собственника.
Словом, недостроенный водозабор – очень странный предмет, он вроде есть, но его как бы нет.
Водопад миллионов-то иссяк...
Мина
И ещё один аспект. Трубы лежат в земле. Специалисты «Водоканала» уверяют, что «срок годности» труб «Сурмога» – 50 лет и ничего им за это время не случится, и ущерба природе не будет. А специалисты санэпиднадзора, по своим данным, полагают, что «период старения» - 7-10 лет. Потом всякие «продукты разложения» полимерных труб нанесут вред почве, подземным водам, той воде, которая по этим трубам побежит и т.д. Правда, точной уверенности не высказывают. Потому что период старения подобных труб в Березниках ещё не закончился. Воду-то брали, а вот, что будет, когда трубы состарятся – неясно.
Что ж, трубы «Сурмога» проложены в 1998 году, шесть лет уже прошло. Подождём и узнаем точно – нанесут ли в ближайшее время ущерб нашей природе зарытые в землю миллионы. Это ведь наука...
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Археография
-
10 и 11 апреля в Березниках пройдёт первый Фестиваль рекламы
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин