Убийцами не рождаются

Автор: Надежда Букина, психолог центра "Росток"

Роль семьи в формировании агрессивной модели поведения детей.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится всё больше и больше, с ними трудно работать. Родители недоумевают: «Почему-то ребёнок вдруг стал агрессивным, а всегда был такой уравновешенный?»
Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SОS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах.

Хулиганами не рождаются. Дети черпают знания о моделях поведения из трёх источников: семья, общение со сверстниками и символические примеры (телевидение, книжки, журналы, компьютерные игры и т.д.)

Установлено, что дети с большой долей вероятности будут втянуты в преступную группу, или будут ополчаться на других детей, агрессивно вести себя с родителями, если в семье их считают никуда не годными, они ощущают безразличие к своим чувствам. То есть в случаях, когда дети не получают необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.

Маленькие дети, к которым матери не торопились подходить во время плача или протягивания рук, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.

Многое зависит и от характера взаимоотношений в семье между братьями и сёстрами. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, психологи обнаружили, что дети проявляют больше физической или вербальной (словесной) агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей. И часто проявляют агрессию, если родители наказывают в основном старших детей. Оказывается, без родительского вмешательства (наказания) агрессивные взаимоотношения между детьми редки, по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте.

Малолетние преступники происходят из семей, где физическая жестокость идёт рука об руку с безразличием к чувствам детей. Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей. Ещё хуже, когда чрезмерная строгость наказания сочетается с отсутствием контроля.

Дети из реабилитационного центра "Росток", где я работаю, часто признаются, что чувствуют себя ненужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают. Прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за своё психологическое выживание. А вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру (своим родителям, в первую очередь отцам) за то, что он не принимал их и не заботился об их внутреннем мире. В своей жизни они чаще встречали осуждение, чем понимание и участие.

Одной из основных проблем в семьях, где растут агрессивные дети, является разногласие в требованиях, ограничениях и запретах между родителями. Этой проблеме нужно уделить особое внимание.

Приведу пример. Родители мальчика-первоклассника обратились к психологу по просьбе учителей. Учителя жаловались на то, что ребёнок бьёт детей в классе, не выполняет требований учителя. В ходе консультирования было выяснено, что папа установил для ребёнка следующие правила: не играть дома в шумные игры; ложиться спать в 21.00; после 21.00 его не должно быть слышно (т.е. ребёнок не должен был давать о себе знать -"его нет"); никогда не говорить о том, что он чего-то боится; не жаловаться на то, что он боится уснуть в темноте (таким образом ковался характер и сила воли). При нарушении правил отец наказывал ребёнка ремнём. Когда отца не было дома, или поздно приходил с работы, мама разрешала ребёнку абсолютно всё. Мама никогда не пыталась открыто возразить мужу о жестокости этих правил. В результате у ребёнка к семи годам была совершенно разбалансирована психика - пугливость и слезливость сочетались с очень жестоким и агрессивным отношением к одноклассникам (бил в лицо, ставил подножки, портил вещи).

То есть в ситуации, когда папы нет рядом (в школе), реализовывалась мамина программа -"делай, что хочешь". Причём такое же жестокое отношение наблюдалось и к самой матери. Ребёнок мстил ей за то, что она не заступилась за него. А мать, чувствуя свою вину перед ребёнком, покорно терпела.

Это типичный пример, как чрезмерная жестокость запретов - с одной стороны (линия отца), и снятие ограничений - с другой (линия матери), предельно невротизируют ребёнка, портят его самого и его жизнь. Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. Но гнев - чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, возникающие от неудовлетворенной потребности в любви.

В заключение хотелось бы пожелать всем родителям понимания и осознавания, в связи с чем возникают те или иные трудности, что конкретно нужно исправить. Хотелось бы, чтобы родители приобретали положительный опыт общения с детьми, учились навыкам конструктивного взаимодействия с детьми и друг с другом.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс