Невыразимое счастье Дня Победы

Девятое Мая. До десяти утра – пятнадцать минут. Троллейбус уже минут десять преодолевает расстояние от площади Первостроителей до Мемориала, останавливаясь, чтобы пропустить колонны ветеранов.
- Выпустите меня, я пешком быстрее дойду, сколько мы ещё будем тащиться? – возмущается одна из пассажирок.
- Водитель не может высадить вас где попало, её накажут. И вообще, потерпите, это же ветераны. Дайте им хоть раз в год побыть в центре внимания. Они это заслужили.

Мемориал Победы. 10 часов утра. Фотокорреспонденты городских газет вполголоса клянут солнце, мешающее им снимать главную колонну. Тёплый, солнечный день, без дождя и снега в День Победы для Березников – большая редкость.

Церемония прошла по обычному сценарию – минута молчания, возложение венков к Вечному огню, стенам Памяти, Воинской славы, Трудовой славы. Толпа фотографов как приклеенная передвигается за представителями городского руководства и ветеранами. Многие из ветеранов с трудом передвигаются, опираются на трости – возраст даёт о себе знать. Всё-таки самым молодым лет по семьдесят пять.

Во время речи Игоря Папкова постоянно отключается микрофон. Больше речей нет. Вообще, вся церемония завершается за 15 минут. Пожилым людям тяжело стоять, а скамеечек нет.
Разочарование ждало мальчишек, которые хотели собрать гильзы после салюта из автоматов. Салют грянул, но не оружейный, а фейерверочный. Цветные дымовые полосы раскрасили безоблачное небо.
Оцепление снято. Начинается массовое возложение цветов. Убелённые сединами старички и старушки (с каскадом орденов и медалей на пиджаках, кителях и кофтах) с трудом нагибаются, чтобы положить букеты на гранит у Вечного огня, держаться друг за друга, чтобы не потерять равновесие. Но в глазах их нет и намёка на страдание. Целый год они жили ради этого дня.
Оркестр Станислава Алексеева извлекает из инструментов мелодии той далёкой поры. Кружатся в танце счастливые пары ветеранов.

Автобусы у Мемориала. Тесно и невероятно душно. Открываются все возможные люки и окна. Колонна автобусов едет медленно. Сотрудники ДПС не «отдают честь», как в прошлые годы, стоят, отвернувшись в сторону. Возле частных домов на окраине кипит огородная страда.
- А помнишь, билет до Перми стоил четыре-шестьдесят, а в автобусе всего шесть копеек. Сейчас в сто раз дороже, кроме пенсии, - слышатся воспоминания одного из ветеранов.
- Не жалеете, что воевали? Государство то о вас забыло. Гитлеровские стариканы по курортам разъезжают, а вы копейки считаете, - подзуживает ветеранов молодой парень.
- Ты что же думаешь, мы за блага или медали воевали. Мы защищали Родину. Какая бы она ни была, кто бы ей не руководил. Это ведь наша Родина! Даже если бы тогда мы знали, что будем умирать в нищете, не бросили бы её на растерзание фашистам!

Кладбище. Около 11 утра. С наружной стороны забора – особо важные персоны. С обратной стороны на скамеечке - два бомжа. Перепираются, попросить у мэра милостыньку или нет. Так и не решаются.

Стройные ряды из десятков тысяч горожан втискиваются в ворота города мёртвых и растекаются по дорожкам. Около сотни человек останавливаются, чтобы поглазеть на возложение венков к обелиску.

У могил воинов Отечественной войны – почти никого. Но венки у памятников – свежие. А возле могил «афганцев» и «чеченцев» (на старом кладбище) накрыты столы. Венера Каримова рассказывает парням из «Каскада» о погибших в Афгане березниковцев. Слушают с интересом.

Праздник Победы приносит кучу барышей предприимчивым людям. На «ура» расходятся веночки и искусственные цветы. «На мах» разбирают выпивку и закусь. Итог – меньше чем через час поминальные речи и шебуршание граблей во многих местах сменяется похрюкивающим хохотом и пьяными песнопениями. Поток посетителей не иссякает; так и змеится человеческая лента по дороге между свалкой и кладбищем. Кто уже в футболках, иные ещё в кожаных куртках. Солнце припекает.

Мемориал. Полдень. Почётного караула уже нет. Парень лет семи пытается вскарабкаться на наклонённый бетонный блок у Вечного огня, но срывается. На ступенях лестницы, что у стены с именами погибших молодёжь угощается пивком и мороженым. Мимо проносятся парни на велосипедах, с привязанными к рамам шариками. В отдалении дежурит машина вневедомственной охраны. Народ семьями тянется к мемориалу. Нет, не для того, чтобы возложить цветы, почтить память воинов – чтобы сфотографироваться на фоне цветов Вечного огня.
- Костя, паразит ты эдакий, вылазь немедленно, - молодая мамаша пытается вытащит пацанёнка, протопавшего по и без того умирающим цветам к чаше с огнём. Пацан топает обратно, изничтожая ещё целые цветы.
Кстати, почти все цветы лежат на граните Вечного огня, у остальных монументов Мемориала – почти пусто.

Городской парк. 13 часов. Работают детские аттракционы. Возле зала игровых автоматов – праздничная программа с песнями. Стихами. Конкурсами.
- Что для вас День Победы?
- Ну, праздник, наши немцев победили, - отвечает подросток.
- Это невыразимое счастье, - со слезами шепчет пожилая женщина.
Паломничество к Мемориалу заканчивается лишь к сумеркам. Чтобы повториться только через год. До этого здесь будут «отмечаться» в основном молодожёны. Такая Родина, такие праздники, такие мы. И они.
- Здорово, Митрич, как дела, как здоровьице.
- Знаешь, Георгий, шестьдесят лет назад дела были хуже. Теперь жить можно. Так что, будем жить.

«Городская газета» ещё раз присоединяется ко всем поздравлениям с праздником и низко кланяется всем кузнецам Победы.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс