Право на маму. Право на ребёнка

Автор: Галина Гусева

ПРАВО НА МАМУ
Каждый родившийся имеет право. На солнечный свет, на кусок хлеба, крышу над головой, на заботу и улыбку любви. На то, чтобы у него были мама и папа. Только вот не всегда общество может гарантировать соблюдение этих прав.
- Мама, мне носки надо, у меня все сырые! А в чём мне в бассейн идти?
- Ты что, все выстирал? Какой молодец! Ну, погоди, сейчас найду что-нибудь...
- А у меня дырка, а у меня дырка!
- Ну-ка, погодите! А кто бумажки из окна бросал? А кто собирать теперь пойдёт?

Обычный разговор, обычная семья. Если не знать, что эти двое мальчишек - не родные братья и не сыновья женщине, которую они дружно зовут мамой. Надежда Николаевна получает зарплату как воспитатель приёмной семьи, а второклассники Ростислав и Миша попали к ней из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток».

СПРАВКА: Только в прошлом году без родительского попечения остались 195 детей в Березниках. Большинство из них попало не в детдом, а в замещающие семьи: приёмные, патронатные, семейно-воспитательные группы. Сейчас в городе существует 42 приёмных семьи, в которых воспитываются 78 детей. Для сравнения: в детдоме № 1 числится сейчас 79 детей. Психологи и воспитатели единодушно отмечают, как ускорилось развитие детей, попавших в семейную обстановку. Кроме того, воспитанне детей в замещающих семьях ещё и экономически выгоднее: если на содержание одного ребёнка в коррекционной школе-интернате обходится государству почти в 98 тысяч рублей в год, то в приёмной семье – порядка 48 тысяч (зарплата воспитателя, на каждого ребёнка 980 рублей в месяц, плюс выплаты на содержание ребёнка).

Сколько стоит материнская любовь? Кто рискнёт взять на себя ответственность за отставших в развитии, приобретших за свою недолгую жизнь только многочисленные болячки и дурные привычки детей, брошенных своими родителями? И возиться с каждым отдельно, учить по буквам уроки, ходить по врачам, терпеливо, по шажочку, приучая их к аккуратности, ответственности, доброте по отношению хотя бы друг к другу. Воспитывая для жизни.

Надежда и Сергей Вавилины – рискнули. Они опытные и мудрые родители, своих четверо (а Сергей говорит: может, ещё?) И ни за кого из Вавилиных краснеть не приходится, все дружные, самостоятельные и трудолюбивые на редкость. Старшие дочки, Наташа и Оля, уже отдельно живут, поманил их большой город, Санкт-Петербург. Там они учатся и работают, денег не просят, сами подарки младшим шлют. Младшие – Юля и Семён – ещё учатся в школе, но дома их не застанешь: то в один кружок или секцию, то в другой... И дома – на все руки, сшить, сготовить, починить. А праздники какие весёлые! Папа на баяне, в играх даже бабушка участвует. Что может быть лучше большой дружной семьи?

Почему не боялись взять чужих детей с их проблемами? Надежда Николаевна: «Я сама у своей мамы была единственная дочь и очень скучала. А потом мама взяла на воспитание двух девочек из детдома, я с ними и росла...» Ещё одна причина называется: «У меня золотой муж».

Миша и Ростислав у них не первые «дополнительные» дети. До этого ещё был Лёша, с 13-ти лет живший в их семье. Потом его родная тётка забрала... За три года, пока Лёша жил с ними, он научился всему, что должен уметь настоящий мужчина, от готовки пищи до слесарных работ. И в учёбе выправился, всего с двумя тройками девятый класс закончил. Всей семьёй с ним уроки учили, бывало... Теперь Надежда за него не боится.

Девятилетний Миша живёт с ними уже три года, у него проблемы со здоровьем. Три года назад, когда его взяли, не умел отличить правое от левого. А теперь учится в обычной школе, в бассейн ходит. Надежда Николаевна готовила его к школе задолго и в игровой, не утомительной для него форме. Учёба даётся ему нелегко, однако его сверстнику Ростиславу, пришедшему в семью полгода назад из «Ростка» (бабушка Алевтина Дмитриевна его так и зовёт: «Росток»), ещё труднее. Сказывается отставание после бродяжничества. Поэтому уроки с ними учит Надежда по отдельности, хоть и хлопотно. Но ведь не за галочку работа – с детской душой...

А завуч школы, где учатся все её дети, недоумевает: «Зачем Вам это нужно?» А Надежда Николаевна недоумевает в ответ: если мы сейчас пройдём мимо брошенных детей, то в каком окружении будут жить родные, «хорошие», воспитанные дети?

Весеннее солнце бьёт в окна. 15 мая – Международный день семьи. А семья нужна каждому ребёнку. И пусть она будет!
Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама. С праздником!

ПРАВО НА РЕБЁНКА

Рано утром, поднявшись со своего жёсткого ложа на полу, она кормит своего полугодовалого малыша, закутывает его и бежит сдавать ребёнка знакомой бабке, которая согласилась нянчиться с дитём за плату. Потом – на работу, с непрестанными мыслями (сквозь слёзы) о том, что ребёнку нужна уже кроватка, а ставить её негде, а он уже из коляски встаёт, выпасть может... А что дальше – беспросветно, безнадежно, безбожно...

А зачем рожала?
Ольга сама, конечно, во всём виновата. И не девочка уже, и ребёнок этот у неё не первый. На первую, дочку, – лишена родительских прав. Ладно хоть, мать Ольгина оформила над внучкой опекунство. Первый муж (да и не муж, а как теперь повсеместно и похабно называется – сожитель) бил её частенько, и мать Ольги сначала забрала к себе ребёнка, чтобы ненароком по пьянке не искалечили, а следом и сама Ольга домой явилась, сбежав от побоев. Ольга тогда, несколько лет назад, о ребёнке не думала, всё пыталась устроить личную судьбу... Со вторым «мужем»-сожителем прожила на съёмной квартире почти год, и уже перед самыми родами его посадили. С квартиры попросили...

Помыкалась, а куда денешься? Пришлось умолять разгневанную мать, бьющуюся между работой, первым Ольгиным ребёнком и мужем-инвалидом, пустить её обратно, чтобы ютиться в одной комнатке – теперь уже впятером.

О чём думала, когда рожала? Надеялась. На нормальную жизнь. И что, в крайнем случае, «государство поможет». Государство помогает так: 161 рубль ежемесячного пособия на ребёнка, плюс единовременное пособие по родам. Всё. Отец – одноногий инвалид с мизерной пенсией, мать работает в магазине, зарабатывает чуть больше двух тысяч, в очереди на улучшение жилищных условий стоят с 1982 года. Надежд нет. Получается, что легче сдать ребёнка в детдом, чтобы государство тратило на него ежегодно по 80-100 тысяч рублей, а в результате получилось бы несчастное существо, выросшее без материнской любви? Половина из «инкубаторских» по выпуску из детдома через пару лет оказывается за решёткой и опять садится на шею налогоплательщикам. Статистика.

Ольга не хочет. Она и на работу устроилась, и безропотно ходит в дырявых сапогах и спит на полу (больше негде), и нянчится со своим ребёнком, страшась думать о будущем. Пусть поздно, но она впервые почувствовала, что значит быть матерью...

Растущие ряды отчаяния
Эта история – не самая душераздирающая из тех, которые я знаю и которые происходят у нас в Березниках. Сейчас. Есть такие горемыки, что и родных нет, и угла своего нет, а есть только младенец на руках, и мыкаются они по больницам и знакомым, потому что у нас даже временного приюта для таких нет. Образовали было пару лет назад при Доме милосердия кризисное отделение для женщин, с местами для временного проживания... Но с переездом Дома милосердия площади сократились, и всё заглохло.

Елена Раецкая, специалист отдела семьи, материнства и детства Управления социальной защиты населения (УСЗН):«К нам обращаются малообеспеченные одинокие женщины с 30-ой недели беременности. Когда аборт делать уже поздно. А чем мы можем помочь? 200 рублей разовой помощи на усиление питания беременной, и 230 рублей неработающим роженицам на комплект белья для новорождённых. В прошлом году в УСЗН обратилось 125 малообеспеченных беременных. А уже за первый квартал этого года – 45 беременных женщин, из них только 7 состоит в браке, зато девятеро уже являются одинокими матерями, то есть у них, малообеспеченных, уже есть на иждивении ребёнок, и они решили рожать ещё! Из этих 45-ти 22 нигде не работают и не учатся, 8 – учащиеся школ и училищ, пятеро работают в ЧП (то есть никаких социальных гарантий), 10 работают в бюджетной сфере уборщицами, санитарками, продавцами. Почти у всех обратившихся за помощью женщин – проблемы: нет постоянного жилья или живут с родителями и кучей родственников, нет работы, то есть средств к существованию; нет профессии».

Парадокс: одиноких и нищих матерей всё больше. При том, что рождаемость всё ещё в полтора раза отстаёт от смертности.Больше половины детей в Березниках рождается вне брака. И с каждым годом армия безотцовщины растёт: в 2002 году – 52 процента детей родилось вне брака, в 2003 – 57 процентов...

В отделе семьи соцзащиты работают женщины выдержанные и участливые, иные здесь не выдерживают. Но когда к ним раз за разом закатываются с коляской: «Мне негде жить, нечего есть, у меня ребёнок грудной, вы должны помочь, вы же государство, кто, если не вы?», - и они, бывает, срываются: «Где, на каком столбе вы прочитали, что государство должно вас обеспечить?» Да, они должны стоять на страже интересов ребёнка и матери. А как? В их арсенале нет ничего, кроме «промывания мозгов», после которых юные матери бросают двухмесячных детей на нянек и идут работать к частникам на базар (потому что больше нигде не берут), да ещё смехотворных пособий и помощи в оформлении временной прописки. Они, эти сотрудницы, не виноваты. Они сами рвут сердце, стучатся во все двери, изобретают полузаконные пути, чтобы помочь этим «безголовым» мадоннам элементарно выжить в обществе, где никто никому ничего не должен.

С Днём семьи вас, счастливые! Только не забудьте в своём благополучии о тех, кому ваша помощь нужна.
Телефон отдела семьи Управления соцзащиты –1-48-49.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс