Цвет в интерьере

Алексей Харитонов, руководитель дизайн-группы "Либерти"
"Что наша жизнь? — Игра". Игра цвета, а мир вокруг — это бесконечный цветовой ряд, несущий информацию о себе. Люди же — существа настолько разумные, что способны воспринимать эту цветовую информацию, чувствовать её, более того, они способны сами воспроизводить цвет и даже пытаются им управлять, манипулировать и компоновать — в живописи, архитектуре, дизайне.

В живописи цвет является основным выразительным средством, использующим все богатства сложнейших колористических композиций. В других видах творчества цвет служит уже дополнительным средством, имеющим как бы прикладное значение для подчёркивания основной формы выражения, усиления её содержательности. В этих случаях оказываются достаточными более простые цветосочетания, располагаемые главным образом в пределах плоскости и объема, воспринимаемых с одной точки зрения. Особо важное значение для таких сочетаний приобретает включение цвета "конструкционного" материала, его естественной фактурности.
Архитектурная форма определяет размещение цветов в пространстве, т. е. особый вид их пространственно-объёмного сочетания, воспринимаемого человеком в статическом положении или в движении.
Для архитектурной "формы-оболочки" характерно цветосочетание достаточно больших (относительно человека) поверхностей, имеющих однотонную окраску в своих пределах. Благодаря двойственной природе архитектуры значение цветового тона должно удовлетворять не только композиционному смыслу (как в других видах искусств), но и функционально-утилитарному. Компоновать в цвете — значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом.
Характер и воздействие цвета определяются его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов.
Специфика пространственного ощущения цветовых характеристик определяется особенностями процесса восприятия пространственной формы. Восприятие происходит в движении поступательном — с переходом из одного пространства в другое и панорамном — с обозреванием только одного пространства. При поступательном движении происходит последовательная смена цветовых впечатлений в пространственно-временном отношении. Возникающие таким образом "цветосочетания" обусловлены возможностью сохранения в памяти в течение некоторого времени образа цвета предыдущего пространства. Более предпочтительными для этих случаев являются насыщенные, основные и промежуточные, цветовые тона, цвета белый и черный и контрастные цветовые отношения.
Что это такое и с чем это едят, вы узнаете в следующем выпуске рубрики "Перестройка".

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс