Цвет нации: последнее золото

Автор: Алексей Гарин

ЦВЕТ НАЦИИ: ПОСЛЕДНЕЕ ЗОЛОТО

Указ о награждении «золотых» и «серебрянных» выпускников 2004 года подписан областным департаментом образования. Возможно, что в последний раз.

Список медалистов – страшная тайна, по крайней мере, до сегодняшнего дня. Однако в распоряжении «Городской газеты» оказались предварительные данные итогов экзаменационной сессии, завершившейся на прошлой неделе. Вряд ли минувшие выходные внесли в эти данные значительные коррективы.

На золотые школьные медали реально претендуют 12 выпускников-одиннадцатиклассников. Ещё 18 человек до высшей пробы немного не дотянули и заработали только «серебро». В прошлом году «золотых» школьников было шестнадцать, «серебряных» - двадцать девять.

В будущем году... медалистов, вероятно, не будет совсем. Не потому, что уровень образования снижается. Просто с нынешнего года школьников-медалистов лишили льгот по поступлению в вузы. Этим летом льготами на вступительных экзаменах пользуются только призёры школьных олимпиад. Необходимость в медалях отпадает; министерство образования и науки решает не отменить ли их вовсе.

Однако, вместе с медалями может исчезнуть и стимул к отличной учёбе. А многим медалистам блестящий кругляш из металла просто дорог, как память. Короче – вопросы остаются.
Кстати, потенциальные медалисты отлично справляются и с экзаменами. По ЕГЭ у них даже были определённые льготы. В 2003 году «отсеялся» лишь один претендент на «золото».

В нынешнем году медалистов подготовили 15 березниковских школ. Но «кузницей» по праву можно назвать лицей при БФ ПГТУ: пять кандидатов в нынешнем году, шесть – в прошлом. В лидерах прошлого года фигурировали школы № 8, 17 и 30; нынче их подвинули третья и пятая школы.
Второй год подряд, после введения на территории Пермской области единого госэкзамена, прослеживается странная тенденция. Если до ЕГЭ с экзаменационными заданиями спокойно справлялись все выпускники, то сейчас от 5 до 20 процентов (в зависимости от предмета) получают оценку «неудовлетворительно». Однако «двойка» по ЕГЭ в аттестате всё равно обернётся «тройкой». Таковы условия эксперимента по единому госэкзамену.

Ну, вот и всё. Экзамены сданы. Школа, прощай! С понедельника начался приём документов в вузы. А в выходные (точнее, начав с пятницы и продолжая по сей день) почти полторы тысячи одиннадцатиклассников гуляли на выпускных вечерах (плавно переходящих в дни и уже следующие вечера).
Нарядные выпускники оккупировали практически все кафе и рестораны города (кому места не хватило – «гудели» в школах), парки, уличные шашлычные. Особо счастливые катались до рассвета на теплоходе.

Слёзы, сопли, поцелуи, пьяненькие школьники, ещё более нетрезвые (зачастую) преподаватели. Обрывочные воспоминания на утро. Это потом память всё восстановит и надолго сохранит.

Вот и детство прошло...

ВЕЧЕРОМ НА ХУТОРЕ У.
Заметки на грязных манжетах

Про березниковскую городскую ночь «Городская газета» подробно рассказывала. А что из себя представляет ночь в деревне? Для ответа на этот вопрос была выбрана одна из самых необычных ночей в году. Белая. Самая короткая. Выпускная. В Усолье.

Предвижу возгласы, что мол, Усолье – никакая ни деревня, а самый настоящий город, даже районный центр. На бумаге оно конечно так. Но знаете, если Абрамово или Нартовку обзвать городом, самомнение у их жителей, наверняка, повысится. Однако внешне деревня деревней и останется.

Перекрёсток за камским мостом. Впереди по курсу, метров через пятьсот – здание усольской школы (одной из двух). Тёмное, мрачное, на вид безжизненное. Из крыши торчат трубы печного отопления. М-да, цивилизация здесь даже мимо не пробегала. В школьном дворе – никого. Зато чуть поодаль, возле автозаправки кучкуются подростки, как раз выпускного возраста. У многих – велосипеды.

Похоже, что двухколёсные рогатики здесь – очень популярный вид транспорта. Так же как резиновые сапоги – часто встречающаяся обувь. Потому как асфальт – прерогатива только центральных улиц Усолья. Чуть в сторону – дорога превращается в раскисшие от долгих дождей горбатые тропки.

По разные стороны такой вот козьей тропки (без кавычек, потому как козы только что прошли и за углом скрылись) наблюдаю два собрания. По одну сторону на завалинке рядом с кучей берёзовых дров в тени беспрерывно болтают две старушки. Напротив – на солнышке нежат старые кости два дедули. Из соседней избушки выходит бодрый старичок и тащит за собой тележку с бидонами. Держит путь к колонке (домашний водопровод в частном секторе отсутствует).

По острым колышкам забора туда-сюда прохаживается трёхцветная кошка. За ней наблюдает какая-то облезлая псина. Не лает, не прыгает, просто наблюдает. Хотя сама не на привязи. Количество свободно шатающихся зверюг поражает – собаки, кошки, гуси, козы. По одной из центральных улиц гонят стадо коров. Водитель мерседесовского джипа, куда-то торопясь, отчаянно сигналит, пытаясь протиснуться сквозь живой поток. А фигушки, это тебе не город.

Маршруты коровьих походов легко отследить по однообразным ароматным лепёшкам навоза. Но местных этот запах ничуть не раздражает. У ствола дерева, раскинувшегося возле огромной навозной кучи, ребятня построила шалаш и веселится. Девчушки кидают мяч, прыгают через скакалку. Пацаны дерутся в песке. Те что постарше – играют в футбол на поляне или катаются на «великах».

Одуряюще пахнет сиренью. Она здесь почти возле каждого дома. Даже возле разрушенных. А развалин здесь немало. Клонящееся к закату солнце освещает верхние этажи руин (нижние уже скрыты тенью). Кажется, что это бродят призраки со свечами.

В огородах уже почти никто не работает. Зато вовсю клубится дым над банями. Внезапно рядом распахивается калитка. Два парня тащат под руки третьего, ноги волочатся по земле. Эк, набрался-то. Перебежали через тропку, снова скрип калитки и вот уже бесчувственного заносят в свежеистопленую баньку.

Случайно выхожу на объездную автотрассу, тянущуюся по окраине Усолья. Вот и выпускнички. Небольшие кучки девчонок и парней с неизменными полторашками пива. Распевая песни, хикихая, прыгая по всей ширине дороги они идут со стороны старого города. Посреди небольшого болотца стоит киоск (типа «выпить-закусить»), к нему проброшен деревянный мостик.
Дорога делает вираж и взгляду открывается пара роскошных кирпичных особняков. Размером с наши дворцы культуры. На чём такое зарабатыавают, интересно, не на контрабанде же навоза?

Остров со старыми церквями всё ближе. Количество поддатых усольских выпускников навстречу всё возрастает. По-видимому, их гонит домой большая лиловая туча, надвигающаяся на город. Над церквями возвышаются трубы «Азота».
По направлению к березниковскому порту спешит теплоходик. Жаль ветер не даёт услышать, что творится на его борту. Выпускнике местные катаются вдоль берега на лодках.

Однако, тучи, как люди. И пролиться надо и праздник не испортить. Ливень и солнце. Вот незадача, спрятаться практически негде. Но что это? В небе проявляется радуга. Двойная. И видно её всю полностью – и макушки и все четыре края. Над старыми церквями это выглядит фантастически. В городе полную радугу увидеть просто невозможно, а тут...вау!

Ух ты, здесь ещё и люди живут. «Не надо нас фотографировать, - бурчит женщина, полоскающая бельё в тазике возле колодца, - лучше этот бардак и мусор вокруг снимайте».

На землю опустилась темнота, но небо сияет голубизной. Перекрёсток у камского моста. У забора стоит парочка выпускников с физиономиями, опухшими от синяков. Хорошо погуляли.
На горизонте замелькали фары последнего автобуса...

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс