Не рой другому яму...

Маргарита Казакова
Конфликт частного магазина ритуальных товаров "Санта" и муниципального магазина "Ритуал" назрел довольно давно. А точнее, со времени переезда отделения загса, занимающегося оформлением свидетельств о смерти, из "Ритуала" в "Санту", что повлекло за собой миграцию клиентов.

Клиент всегда прав?
Когда у человека горе, ему не до беготни — хочется всё необходимое сделать как можно быстрее и как можно лучше, чтобы совесть осталась спокойной. Однако в настоящее время в городе похоронное дело стало, как бы это нелепо ни звучало, по-настоящему хлебным делом: учреждения и частники, предлагающие весь комплекс услуг (или часть оных), растут как грибы. При этом сегодня конкурентов мало интересует, что конкретно в этот момент нужно пришедшему к ним со своим горем человеку — главное, не упустить клиента.
— Когда мы с мамой готовились к похоронам дедушки, — рассказывает Сергей, — мы столкнулись с шокировавшей нас ситуацией. Нам необходимо было срочно заказать катафалк: день похорон уже был назначен. Обратившись в "Ритуал", получили ответ: "К сожалению, в настоящее время мы не можем оказать вам эту услугу. Позвоните через три дня". На вопрос, предоставляют ли другие частные организации катафалки, получили категорически отрицательный ответ. Хорошо ещё мы перестраховались и обратились в частную фирму.

Загс раздора
Понятно, что в условиях жёсткой конкуренции предприятиям как-то надо выживать. Поэтому переезд отделения загса из муниципальной в частную контору, несомненно, был воспринят первой стороной без энтузиазма. Тем более — основание для подобного решения было по большому счёту оправданным: "Санта" (и по старому и по новому адресу) располагается в центре города.
В то же время очевидно стало и другое: клиенту гораздо проще оформить свидетельство о смерти и приобрести всё необходимое для похорон в одном месте. А это уже чревато оттоком клиентов.
— Мы не знаем, почему администрация приняла такое решение, — говорила до недавнего изменения ситуации главный экономист МУП "Ритуал" Елена Бурулёва. — И требовать объяснений от директора загса мы тоже не в праве. Конечно, с переездом загса нам стало потяжелее бороться за клиента, но ещё больше пострадали от этого сами березниковцы: теперь они вынуждены перекупать по двойной цене у "Санты" наши услуги. (Речь, видимо, идёт о стоимости могил, которые имеет право копать лишь муниципальное предприятие, ибо кладбищенская земля находится в ведении "Ритуала" — М.К.).
Все недопонимания были учтены администрацией города, которая провела конкурс среди всех организаций, занимающихся похоронным делом, на размещение отделения загса. Условием договора стало осуществление ремонта в основном здании ЗАГСа (по улице Карла Маркса) в течение трёх лет на сумму 900 тысяч рублей. Кроме "Санты", никто такого желания не изъявил.
— Отделение загса может располагаться там, где это будет удобно населению и будут созданы условия для его работников, — отметил заместитель главы администрации Виктор Бевх. — Конечно, как гражданину мне бы хотелось, чтобы в каждом магазине находилось такое отделение, но таких "людских" возможностей, к сожалению, у города нет.

"Не идите, люди, к частникам"
Отношение к частникам всегда было в нашей стране неоднозначным. В последнее время, правда, страсти немного поулеглись — сегодняшний потребитель, воспитанный на доверии к государственным учреждениям, всё же предпочитает покупать продукты, технику у частника: там и выбор богаче и обслужат по-человечески. Таковы результаты не так давно проводимого нашей газетой опроса (МС №15 (99) от 14 апреля).
В то же время до сих для многих березниковцев определяющим в выборе является стереотип, порой намеренно навязываемый конкурирующими организациями: "У частников всё намного дороже". А в наше время, когда самые скромные проводы человека обходятся в 3-5 тысяч рублей (сюда входит весь комплекс похоронных услуг и поминальный обед), поневоле задумаешься и... поверишь.
— У нас есть достоверные сведения, что работники МУП "Ритуал" ведут не совсем честную конкурентную борьбу, занимаясь антирекламой нашего магазина, — говорит директор "Санты" Наталья Кожемякина. — Порой люди, желая проверить сведения, которые им дают у окошка морга (где выдаётся справка о смерти), идут к нам и удивляются тому, насколько всё им сказанное далеко от истины.

— Как такового конфликта между нашими организациями не было, — уверяет Елена Бурулёва. — Да и не может быть: мы — муниципальное предприятие — у нас цены на все услуги и товары определены прейскурантом, частник же сам определяет цены. Услуги у нас — одни и те же. Нельзя сказать также, что качество наших товаров и услуг хуже, чем у предпринимателей. Что же касается честности конкурентной борьбы, то нам тоже приходится сталкиваться с тем, что наши коллеги по делу распространяют слухи: "Ритуал" на грани банкротства. Считаю, конкуренция должна быть честной — так интереснее работать.

Докажите в суде
Мы обратились за комментарием к адвокату Сергею Кондратьеву, который так передал своё видение ситуации:
— Понятия "нечестная конкурентная борьба" в юриспруденции не существует. Есть федеральный закон, который регулирует правовые отношения между монополистами. Все споры разрешаются в Антимонопольном комитете, находящемся в Перми. Если одна из сторон считает, что у неё имеются доказательства того, что в отношении неё распространяются сведения, не соответствующие действительности (и приводящие к убыткам), она должна обратиться к адвокатам. Профессионалы же в свою очередь представят интересы обратившейся стороны в суде.
Конечно, очень сложно выяснить, кто прав в этой ситуации, а кто виноват. Однако старая истина (как бы двусмысленно она ни звучала в нашем деле), наверное, способна рассудить: "Не рой другому яму, сам в неё попадёшь".

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс