Автогражданская война. Год первый.

Страховщики и автомобилисты подводят итоги, как никак, а прошёл год с начала действия федерального закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» (ОСАГО).

По оценкам специалистов ООО Россгосстрах-Поволжье, около 70 процентов автомашин уже застраховано. Закон об ОСАГО несмотря ни на что работает. Надо отдать должное разработчикам и внедрителям ОСАГО в жизнь. Им удалось в очень сжатые сроки запустить в таком огромном государстве, как Россия, столь масштабный проект.

Несмотря на то, что Правительство утвердило тарифы только в мае прошлого года, 1 июля на всей территории страны было все необходимое для заключения договоров - полисы, извещения о ДТП, стикеры и прочее. Кроме того, в очень сжатые сроки была решена проблема независимой экспертизы поврежденного транспорта. Хотя организация этой работы не является прямой задачей страховщиков, тем не менее, им пришлось непосредственно помогать становлению этого института. За год рынок независимых экспертов более-менее сформировался. Но, к сожалению, проблема адекватной оценки экспертизой до сих пор остается довольно острой.

В страховых компаниях уже накопили много данных о том, как складывается рынок в связи с введением автогражданки. По словам директора агентства «Росгосстрах-Поволжье» Галины Масловой, пока выплата страховок дело довольно убыточное, ведь в авариях оказывается каждый тридцатый автомобиль, прошедший ОСАГО. Львиная доля клиентов у компании ООО «Росгосстрах-Поволжье». По словам руководителя березниковского представительства данной компании Веры Ранчинской, ежедневно к ним обращаются 20-25 человек с заявлениями, а в пиковые месяцы – до 50 человек.

Однако, несмотря на то, что рынок по автогражданке в городе уже сформирован, эксперты предсказывают передел рынка страховых услуг. Не вынеся тяжести выплат, многие мелкие фирмы или разорятся, или станут зависимыми от крупных компаний. В общем, выживать будут те, кто найдет способы лучшей работы с клиентами, то есть опять же крупные страховщики. Конкуренция на рынке довольно жесткая, а менять тарифы страховщики не имеют права, поскольку они жестко диктуются государством. Однако необходимость изменений стоимости страховки все же очевидна.

По сей день больной темой остается отсутствие скидок и льгот для пенсионеров, ветеранов и других социально-незащищенных слоев населения. Льготы для пенсионеров планируются, однако когда этот вопрос буде решён пока неизвестно. Ещё одна проблема, вызывающая едва ли не наибольшее количество нареканий со стороны водителей, - необходимость оформления аварий с участием сотрудников ГАИ даже при незначительном ущербе.

За год этот вопрос вполне можно было решить, это недоработка и страховщиков, и ГАИ, и законодателей. И самый большой недостаток – маленькие лимиты ответственности. Проблемы у березниковских страхователей сегодня такие.

Ирина Телегина, ведущий инспектор Росгосстрах-Поволжье:«Приходится постоянно выслушивать от своих клиентов негатив, связанный с введением закона об ОСАГО. Люди возмущаются ценами за страховку по «атогражданке» и ведением обязательного страхования. Кроме этого встречается немало клиентов, требующих предоставление льгот, которые, якобы, уже приняло правительство. Хочу сказать: никаких изменений за год в ОСАГО не произошло. Единственное сейчас идёт возобновление договоров по автострахованию. Но водители не торопятся возобновлять закончившиеся договора по «автогражданке».

Между тем шумиха вокруг принятого закона потихоньку стихает, голые эмоции медленно умирают. Автовладельцы поняли, что все равно ничего не добьются, а страховщики и законотворцы стали обдумывать, как и что лучше изменить.

Многие стали замечать не только минусы, но и плюсы закона. По словам Веры Ранчинской, единственным способом защитить права потерпевших является обязательное автострахование, а сама система обязательного страхования ответственности является наиболее эффективным с экономической и социальной точки зрения способом защиты пострадавших и их имущества, ведь не секрет, что до введения ОСАГО значительная часть нанесенного в ДТП ущерба не возмещалась.

Прошёл год, но делать какие-то глубокие, качественные выводы ещё рано. Это можно будет сделать после двух-трёх лет работы «автогражданки». Пытаясь заглянуть в будущее, можно предположить, что рынок обязательной "автогражданки" окончательно сформируется лет через пять. На нём наверняка будет работать гораздо меньше страховщиков – возможно, их число снизится даже на порядок. В ОСАГО будет гораздо большее покрытие, а ущерб имуществу будет оцениваться без учета износа запчастей. Вполне возможно, что участники мелких аварий будут решать все проблемы путем обмена схемами ДТП, что пострадавшие будут обращаться за выплатами к своему страховщику, а не в компанию, застраховавшую ответственность виновника аварии. Возможно, к тому времени будет действовать значительно более простая процедура оформления ДТП и урегулирования страховых случаев. Всё это вполне реально, если, конечно, страховой рынок не станет жертвой очередных выборов.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс