Все мы родом из детства

Лена Пакулина
Дети и родители... нет на свете людей ближе, роднее, но сколько порой возникает между ними ссор и взаимных обид. Проблема отцов и детей не нами придумана, но была и по-прежнему остается. "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".

Историей одной такой несчастливой семьи поделилась с нами 18-летняя Настя, которая окончательно запуталась и пытается разобраться в себе и окружающих её людях.
— Детство моего отца сложно назвать лёгким, — рассказывает Настя. — Он постоянно испытывал угнетение со стороны родителей. В его семье всё внимание уделялось сестре. Отца это очень задевало, возможно, поэтому у него появилась ненависть к женщинам и зависть. Он невзлюбил меня ещё тогда, когда узнал, что первым ребёнком в семье будет девочка.
Больше всего на свете она любила отца! Мать казалась ей плохой и злой. Когда отец бил маму, а мама кричала на него, то маленькая Настя всегда старалась успокоить папу, защитить и пожалеть: он был для неё самым дорогим, добрым, любимым человеком. В конце концов, самым лучшим папой на свете. Только ответной любви с его стороны она не видела. Она помнит, что росла взбалмошным ребёнком, капризничала в детском саду, не слушала воспитателей. А родители? Все свои усилия они сводили к примитивному подчинению ребёнка, они просто "сломали" её. Настя до сих пор помнит взбешённые глаза отца, полные злости и ненависти, слёзы матери, пытающейся её защитить, и себя, прижавшуюся к стенке, тогда ещё маленькую и только открывающую для себя эту жизнь...
Пришло то время, когда большинство подруг стали дружить с мальчиками. Настины родители были против. Но Настю всегда больше привлекало общение с мальчиками. Она хотела верить, что грубость и жестокость, знакомые ей с детства, живут только в её отце, а другие — никогда не причинят ей зла.
В возрасте четырнадцати лет, когда желание свободы, независимости превышает все дозволенные границы, Настя попробовала первую сигарету. Возможно, этого бы никогда не произошло, если бы ни слова отца: "Увижу с сигаретой — пришибу на месте". В тот момент она делала всё назло, пыталась внутренне отомстить за своё "счастливое" детство. Она поздно возвращалась домой, порой прогуливала уроки в школе — этим усугубляла и без того напряжённую обстановку в семье. Она видела, что родители трепетнее относятся к младшему брату: выполняют любые его просьбы, помогают делать уроки. Что она испытывала тогда? Зависть? Да, возможно, но чувство боли и обиды мучило гораздо сильнее.
Казалось, можно найти правильное решение и разобраться во всех этих проблемах, но при каждом выяснении отношений возникало всё больше ссор и конфликтов, а после... Как правило, всё выливалось в длительное молчание. Они жили вместе в одной квартире, обедали за одним столом, но могли не разговаривать неделями — и это было в порядке вещей.
Часто дети в таких ситуациях, когда нет больше сил бороться, выслушивать постоянные претензии и крики, уходят из дома, бегут из семьи. Настя решила убежать, правда, другим способом. Вечером она выпила горстку таблеток из маминой аптечки и легла спать, в надежде, что больше не вернётся в этот мир, где, казалось, всё против неё и она никому не нужна. Посреди ночи она проснулась от сильной боли в животе, на коленках подползла к кровати матери и попыталась что-то сказать...
Мама вызвала «скорую».
— В тот момент, мне показалось, что никому нет дела до меня, родители не понимают, подруги отвернулись. И я решила уйти, скрыться, убежать от проблем, как это делала всегда. После этого идиотского поступка я поняла, что есть люди, которым я небезразлична, которые боятся потерять меня, мне стало их (родителей) очень-очень жалко, я осознала, что сотворила большую глупость.
Настя окончила школу. Сомнений в том, куда поступать, у неё не было. Она давно решила стать психологом: ей хотелось разобраться в тонкостях человеческих взаимоотношений, понять, как же устроен этот мир. Насте запомнились слова одного преподавателя: "Несмотря ни на что, я считаю, что главная ценность для человека — это дом. Но дом не с точки зрения четырёх стен, а с точки зрения места, где хранится сила, где есть люди, которые всегда поймут. И именно эта сила, исходящая от дома (вернее, его атмосфера) всегда помогает нам жить, творить, действовать". Тогда она задумалась: "А где у меня этот дом? Нужна ли я здесь кому-то?".
Что сейчас? Настя бросила институт, потому что отец отказался её содержать. Она устроилась на работу. Живёт как и прежде, только от всех конфликтов старается держаться в стороне.
— У меня свой мир, — решила для себя Настя, — маленький, хрупкий; я закрываю глаза — и он держится, но в любой момент может рухнуть. Чувствую себя очень слабым человеком, многое приходится терпеть — и я терплю. Мама злится, что я бросила институт, но она живёт сама по себе. Папа же во всём винит меня, называя "яблоком раздора". Мы все рядом, но в то же время так далеки друг от друга. Привыкнуть можно, но не хочется, а способов борьбы не вижу; может, со временем всё пройдёт само собой и извечная проблема отцов и детей разрешится.
Родные по крови, но чужие по духу — так живут многие семьи. Особенно актуальна эта проблема стала в наше время: бешеный ритм жизни, приоритетная в общественном сознании установка "каждый за себя", людское равнодушие мешают нам, взрослым, остановиться и посмотреть в глаза собственному ребёнку. Фраза "все мы родом из детства" между тем не теряет своей ценности. Ведь всё, что привито маленькому человечку в раннем возрасте, обязательно отразится на его будущем. Малыш однажды встанет на свой путь, но каким он будет человеком и какие люди окажутся рядом с ним, наверное, зависит во многом и от нас.
Оксана Овчинникова, ст. преподаватель кафедры психологии БФПГУ
— Ставшее крылатым выражение "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" многим из нас даёт искомое объяснение, для многих становится душевной панацеей, но редко когда помогает решить конфликт. Будь то конфликт внутри личности или же между людьми. Так и в этой истории: ситуация от фразы не меняется, хотя и глубоко осознана и прочувствована главной героиней. Отношения родителей и детей очень многогранны и многолики, в каждой семье свои линии развития этих отношений, но есть одна универсальная черта, объединяющая линии разных семей: правила отношений принимают, а зачастую и устанавливают родители. За исключением тех случаев, когда маленький ребёнок строит жизнь семьи по своим прихотям и желаниям (причём родители соглашаются с этим и не в меньшей степени ответственны). Родители определяют стиль, интенсивность, правила отношений с ребёнком и в семье в целом только потому, что они — взрослые и, по идее, берут на себя ответственность за свою и детскую жизни. И вот тогда мы вздыхаем: "Родителей не выбирают — что хотят, то творят". Любимой фразой на детские возражения становится: "Вот будут свои дети (или своя семья), вот там и командуй".
Конечно, в жизни каждого есть свои трудности, каждый решает свои проблемы так, как умеет. Иногда за счёт самых близких людей, например, детей (как в этой ситуации). Однако в истории Насти мне видится и другое. Во-первых, Настя, как я понимаю, уже сама взрослый человек или считает себя таковой. Значит, за то, что происходит в её жизни, ответственна она сама. Какими бы ни были причины настоящего мироощущения Насти (жестокая отчуждённость отца, детские ревностные отношения к брату, обида на мать), сегодня именно она (и никто другой) решает, какой ей быть, как ей чувствовать, что сделать, когда сказать. И если она уже сознательно лишает себя этого права, то это грустно. История Насти — сплошной упрёк (родителям, брату, обществу) за то, что она такая. Конечно, маленький ребёнок в силу своих возрастных особенностей не может управлять своей жизнью так, как ему хочется. Хотя некоторым удаётся, но он рано или поздно вырастает, и ситуация может кардинально меняться. Настя же, похоже, не очень хочет взрослеть. Осознание причин конфликта даёт нам лишь возможность что-то изменить. Это не гарант снижения конфликтного напряжения. Осознав причины, человек может поменять отношение к ситуации, может начать меняться сам, но он не сможет изменить других. Своё осознание Настя направила не на саморазвитие, а на саморазрушение: обида, жажда родительской любви, упрёки, страх не исчезли, а усилились и трансформировались в разочарование (знание не всегда благо). А вот почему так произошло, это уже другая история.
Что же делать Насте? — Может, пора "прибраться" в своей душе, а заодно и в жизни?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс