Белые вороны. Мужество быть собой

МаргоШа
Чучело! Чучело! Чучело! — звучит как приговор каждый раз, когда сталкиваюсь с несправедливостью или фальшью. И дело не в том, что я, уже взрослый человек, сомневаюсь в своей правоте, а просто в такие моменты чувствую себя в обществе, в которое попадаю, чужой. Белой вороной.

"Белая ворона — понятие относительное", — написал кто-то умный. Это и понятно: относительно чего или кого ты "белая"? В среде "чёрных ворон" — да, ты чужая, а в среде своих (которая неминуемо где-то есть), "белых", — ты самая, что ни на есть, обычная, думаешь и поступаешь естественно.
Когда человека называют белой вороной, имеют в виду простое — не такой, как все (в природе белые вороны отличаются от обычного, более распространённого вида лишь окраской). А ведь мы все не такие, как все. Все мы планеты, идущие каждый по своей орбите, по одному, непохожему на другие, рядом проложенные пути. Конечно, в человеческом (гораздо ярче проявляется в подростковом) обществе белая ворона — это некий объективный признак, знак абсолютной не-обычности, из ряда вон выходящей особенности. "Белых" среди людей тоже, как и в птичьем мире, меньше, и отличаются они чем-то большим, чем неординарным внешним видом (хотя в мире людей внешность как раз много говорит о своеобразной внутренней сущности). И таким чужим среди своих обычно очень непросто жить в коллективе: в классе, в училище или университете, в студенческом общежитии, среди коллег.
Оля пришла в свой новый пятый класс и сразу стала в нём изгоем. Она была по-детски пухленьким, болезненным ребёнком, у которого была своя точка зрения по любому вопросу. Просто её так дома мама (папа с ними не жил) учила: быть самостоятельной и отвечать за свои поступки. Быть взрослой и честной — очень хорошо. Однако именно за эти хорошие качества одноклассники и даже учителя, видевшие в независимости девочки превосходство, и начали её преследовать. "Гнать", как говорят охотники. За четыре школьных страшных года она была "тупицей", "толстухой", "уродиной", "бездарностью". За излишнюю принципиальность Олю подкарауливали после школы, ей угрожали, на неё клеветали соседки по парте. Девочка в слезах приходила домой и часами сидела, уставившись в одну точку. Один раз она чуть было не вскрыла себе вены. У матери опускались руки: она каждый день ходила в школу, пыталась разобраться, понять, что с её дочерью не так.
Оля прилежно училась, но не позволяла ни себе, ни другим лгать и выкручиваться (говорить про учителей гадости, сбегать с уроков, подстраивать мелкие пакости), за что и прослыла "заучкой", "червяком". А она не понимала, почему с ней так жестоки, ведь она просто такая, какая есть. И вовсе не делает ничего дурного. В итоге большинство, "чёрная стая", выжило чужую — в десятый класс девочка ушла учиться в другую школу.
Что ждёт в нашем мире таких "белых ворон", которых много, но они одиноки? Которых травят, а они выживают в этой неравной схватке? Кто вырастет из этих детей, из "чёрной стаи"? Кем станут они — врачами? Учителями? Юристами? Психологами? Какую новую красивую личину каждый из них наденет, когда нужно будет уйти из стада, когда придётся делать выбор один на один с собой?..
Оксана Овчинникова, старший преподаватель кафедры психологии БФПГУ:
— Подростковый период связывается чаще с кризисом. Об этом говорят не только взрослые, но и сами подростки. Однажды на консультации десятиклассница, размышляя и объясняя мне причины своего поведения, сказала: "Ну что Вы хотите? У меня же сложный кризис отрочества!". Да, непростой кризис, действительно, имеет место быть именно в подростковый период (хотя на протяжении всей жизни человека их будет ещё немало и, возможно, более серьёзных). Однако в период с 11 до 15-16 лет взрослеющий человек впервые осознанно проживает перипетии собственного развития. Положение "белой вороны" тогда, на мой взгляд, воспринимается наиболее остро. Почему вообще существует феномен белой вороны? Как сказала моя сестра: "Все одинаковыми быть не могут". Конечно, не могут, потому что все мы разные. Но подростки, прежде чем прийти к индивидуальности, проживают период "стадного чувства", когда очень важно быть как все. Если уж ребёнку выпадает доля белой вороны, то обычно это очень болезненно. Потому что тогда он чётко понимает, что не принят, не признан, один. Критические замечания наслаиваются одно на другое, усугубляя душевные переживания. Возможно появление отрицательной самооценки, которая начинает руководить поведением подростка ("раз вы считаете, что я плохой, ну и буду таким!"). Больше всего на свете подросток боится, что у него что-то не получится. После первых неудач он готов бежать и бросить начатое дело. Он не хочет показаться смешным и неумеющим. Уж лучше он вообще делать не будет. Так происходит во всех сферах: и в учёбе, и в ведении домашних дел, и в общении. Если не получается наладить контакт с одноклассниками, то отроку легче сбежать от них. Дескать, не очень-то и хотелось! Это случаи агрессивного поведения "белой вороны" в коллективе. Но может быть и обратный эффект: когда ситуация изолированности помогает ребёнку обрести индивидуальность. Страдание, вызванное этой, навязанной чаще группой, ролью, утомляет, на смену приходит демонстрация своей неповторимости (кстати, иногда эпатажная), что не снимает напряжённости в отношениях со сверстниками. Причиной изоляции ребят в классе является то, что обычно не принимают неуверенных в себе, замкнутых, нервных подростков. А также слишком агрессивных, заносчивых, требующих к себе исключительного внимания, равнодушных к делам группы. Здесь уместна народная мудрость "Будь проще, и люди к тебе потянутся". Конечно, предел простоты тоже существует. Есть и такой вариант, когда уровень социального развития группы низкий, а подросток ориентирован на более высокие ценности и цели, идеалы. Тогда участникам группы, которые чувствуют некую неполноценность по сравнению с ним, приятно и радостно объединиться, чтобы продемонстрировать своё превосходство хотя бы в этом (по типу: "а самые умные идут грузить чугун"). Как бы там ни было, на мой взгляд, мудро в этой ситуации научиться быть одному, быть самодостаточным, быть с самим собой, не боясь этого. Когда человек умеет видеть позитивные моменты одиночества, тогда и роль белой вороны становится для него не актуальной.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс