Размножение под прессом

Автор: Алексей Гарин

Завтра – Международный день солидарности журналистов. Но журналистика была бы невозможна, если бы не размножение информации, вольных мыслей и нетленных публикаций, например, в газетных тиражах. И Ваш корреспондент отправился туда, где печатается «Городская газета» (и большинство других газет города) – в типографию «ПрессА».

НА ПРОСВЕТ
Газету мы приносим в типографию на CD-диске.
Оператор компьютерной группы типографии Ирина Волкова вставляет маленький диск в компьютер и тщательно сверяет изображение на экране с бумажными распечатками газетных полос, сделанными ещё в редакции. Вдруг при записи на диск буква в заголовке «съелась» или полкартинки пропало? Пропустишь такой дефект – вся работа насмарку. Сейчас всё в норме.

На табло стоящего поблизости аппарата появляются какие-то символы. Агрегат под названием «Пантера» похож на небольшой холодильник, лежащий на боку. «Это машина фотовывода, - поясняет мой консультант-экскурсовод Александр Комаров, главный инженер «ПРЕССА», - процесс похож на фотографический. Луч лазера засвечивает на специальной плёнке те места, которые в газете должны быть тёмными, потом плёнку проявят». Процесс нескорый, длится больше получаса. За это время я успеваю осмотреть всю технологическую цепочку производства газеты. Увлёкся так, что опоздал к моменту выхода плёнки с газетой из «Пантеры», однако успел заметить, как лоток с торчащим куском синей ленты заправляют в проявочный агрегат.

Когда плёнка вылезает из проявки, от синевы не остаётся и следа. Вот она, газета. Все четыре полосы в один ряд, только вместо бумаги – прозрачная плёнка. После просмотра её скатывают в рулон. Невольно вспоминаю анекдот: «Газета должна выпускаться на мягкой бумаге, в рулонах и без текста».

ЗЕЛЁНЫЙ БЛИНЧИК
И здесь в борьбу за право дать газете «увидеть свет» вступает специалист монтажа Наталья Комарова. В течение двух-трёх минут она быстрыми уверенными движениями превращает рулон в четыре листа. Потом на стеклянном, с подсветкой, монтажном столе подгоняет листы под размер газетных и скотчем скрепляет их в единое целое. Затем Наталья Комарова отправляется «печь блинчики». Так на профессиональном сленге называется изготовление матрицы.

Смонтированная плёнка плотно укладывается на фоточувствительную пластину. Это такой прямоугольный кусок тонкой алюминиевой жести сине-зелёного цвета. Готовый «блинчик» помещают в «духовку». Температура в ней действительно высокая. Мощные лампы «выпекают» на матрице изображение. Там, где буквы и картинки прикрывают пластину, цвет не меняется, остальное бледнеет.

Готовую «выпечку» обрабатывают проявляющим раствором. Светлые части (где будет белая бумага) растворяются и вымываются, а тёмные так и остаются, возвышаясь над светлыми на сотые доли миллиметра.

ПОТОК ИНФОРМАЦИИ
Последнее пристанище газеты в типографии, перед её выходом к читателям – машинный зал. Пластины-матрицы (их две, чтобы печатать с обеих сторон бумажной полосы) устанавливаются на валы «Пресслайна» (импортная штучка). Густая, как сметана, краска с ворсистого ролика должна смазывать выпуклые части матрицы, гладкие светлые части, где краски быть не должно, омываются водой. Рулон бумаги, заряженный в машину, около метра в диаметре. Печатники Александр и Сергей Холодзён протягивают бумажную полосу между печатными валами, всевозможными валиками и роликами, клиньями и механизмами.

Предостерегающий сигнал. Пробный пуск. Машина мнёт бумагу, вредничает. Парни что-то подправляют. Пуск. Пошла, родимая. В смысле, газета. Стремительно замелькали цифры на счётчике готовых экземпляров. Именно готовых, газета выходит из машины уже сложенная вчетверо. Скорость печати – 25 тысяч экземпляров в час.

Сейчас машина работает с половинной нагрузкой; но и при ней скорость такова, что над головой в мелькающем бумажном полотне различимо только название газеты. Как лента превращается в отдельные газеты, понять невозможно, всё стремительно крутится, чвакает, режет, сгибает и выдаёт на транспортёр.

Сергей берёт в руки первый экземпляр пахнущей краской газеты. Убедиться, что всё идёт без сбоев, качество печати хорошее. Тоже выхватываю газету с транспортёра. Руки чернеют от краски.
Экземпляры вылетают из агрегата косяком, надвигаясь друг на друга, как льдины во время ледохода. Их складывают в пачки и ... сортируют. Дело в том, что машина приспособлена для печати восьмиполосной газеты. И на выходе выдаёт спаренные газеты, которые приходится вручную отделять друг от друга. На это работает целый штат сотрудниц. «Скажи Лучникову, чтобы газету выпускал на восьми полосах, - сетует Александр Комаров, - и нам проще и вам быстрее».

Почему бы и нет? Хорошего человека, говорят, должно быть много. Хорошей газеты - тоже...

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс