Административное обрезание

Автор: Андрей Лучников

В городской администрации началось обещанное сокращение чиновников. Административная реформа, объявленная несколько месяцев назад Игорем Папковым, и подкреплённая несколько позднее решениями областной администрации и даже глобальными решениями Кремля – в действии.

Татьяна Науменко, начальник Управления делами городской администрации: «Сокращения коснутся всех структурных подразделений администрации, а не только аппарата. Было выпущено специальное распоряжение главы. Руководитель каждого структурного подразделения был уведомлен о том, что необходимо проанализировать работу подразделения, определиться с сокращениями. И уведомить об этом нас. Понятно, что всё это делается в связи со структурными перестановками в администрации, для того, чтобы систему управления сделать более гибкой и манёвренной.

Письма нами получены. Сокращение коснётся 31 человека, вакантных ставок у нас было очень мало 1 или 2. Все они уже уведомлены об этом, согласно трудовому законодательству. Люди работают до первых чисел декабря.

Конечно, предлагаем им новую работу, обращаемся в Центр занятости. Хочу напомнить, что заведующие отделами и начальники управлений назначаются на конкурсной основе».

Стоит напомнить, что в 1996 году в нашем городе состоялись первые выборы главы местного самоуправления (напомню также, что тогда выборы выиграл Александр Мошкин, предварительно назначенный губернаторским указом главой городской администрации – после увольнения Сергея Кушнина). Схватка за мэрское кресло, напомню, была чрезвычайно жаркой, город поделился на две почти равные части. Критики в адрес Мошкина звучало много (впрочем, следует признать, достаточно стандартной – насчёт дураков и дорог).
Однако один из «антимошкинских» предвыборных роликов зацепил за душу всякого поднаторевшего в борьбе с бюрократизмом березниковца. Примерный (цитируется по памяти) текст: «Вот перед вами «белый дом». Два года назад здесь работали 50 человек, теперь здесь работают 200 человек»... И далее, естественно, следовали обещания сократить численность бюрократического аппарата в случае победы оппонента. Оппонент, впрочем, выборы проиграл, поэтому с него не спросишь.

Ещё позднее, следует напомнить, по всей России – и в Пермской губернии тоже – началась кампания по сокращению бюрократического штата. На 20 процентов от общей численности. Что на фоне нищающего народа (собственно говоря, и сама Августовская революция 91-го года являлась, по сути, антибюрократической) выглядело так: вас обвоворывают чиновники, вот мы сокращаем их численность, поэтому бюджетных денег на зарплату и льготы чиновникам будет уходить меньше, поэтому больше денег пойдёт на насущные народные нужды. Напомню также, что именно эти года стали наиболее угрожающими для т.н. «ельцинского режима» - шахтёрские выступления, война в Чечне, коммунистическая агитация и пр. Одновременно (чёрт, как много же приходится напоминать!) город имел ба-а-альшой скандал относительно резкого повышения зарплаты чиновникам городской администрации, когда чиновник среднего уровня получал жалованье в пять-десять-двадцать раз больше, нежели, скажем, учитель или медик.

Словом, те ещё разборки, абсолютно обоснованная база для социального негодования. Ведь если народ живёт плохо, то какого дьявола так хорошо могут жить те, кто отвечает за этот народ?

Сокращения, впрочем, состоялись – в течение нескольких лет были ликвидированы некоторые штатные должности. Просьба не путать должности и личности.

Здесь есть маленькая бюрократическая хитрость. А именно: оклад выделяется на должность (её название). При этом должность эта может оставаться вакантной, т.е. никто на этой должности не работает. Как, например, в школьных библиотеках – согласно бюрократическим документам – должен быть и заведующий библиотекой, и его помощники (двое). А работают сколько человек? Правильно, один.
Таким образом, упомянутое сокращение было произведено и вполне квалифицированно, т.е. отчёт был вполне приемлимый – задание Партии выполнено! на 20 процентов численность сокращена! Проще говоря, основная суть «сокращения» состояла в том, что были ликвидированы те или иные вакантные должности. Что, впрочем, на фоне кардинального повышения чиновничьих окладов и последующего введения статуса «муниципальных служащих» (с соответствующей надбавкой к окладу) на уменьшении расходов на содержание городской администрации практически не сказалось.

Справка «Городской газеты»:
Расходы на содержание аппарата городской администрации (без учёта расходов на содержание муниципальных управлений, в перерасчёте на деноминированные суммы) составляли, согласно бюджетным документам:
1997 год – 14 миллионов 441 тысячу руб.
1998 год – 13 миллионов 717 тысяч руб.
1999 год – 13 миллионов 380 тысяч руб.
2000 год – 12 миллионов 283 тысячи руб.
Впрочем, кадровая реформа имела место быть – впервые тогда начались аттестации работников городской администрации на предмет соответствия занимаемой должности. Единственной «жертвой» тогдашней кадровой реформы стал покойный ныне Игорь Неверов, заместитель городского головы по вопросам строительства, затем – начальник службы контроля за строительством водозабора «Сурмог» (эта должность также была ликвидирована).

Потом происходили ещё сокращения, ещё и ещё...
Итак, продолжение последовало. А именно: аппарат управления должен быть сокращён на 10 процентов, согласно указаниям из Москвы и Перми. Впрочем, мэр собственную кадровую реформу начал несколько раньше – произведя отставки ряда вице-мэров и ряд новых назначений. Теперь предстоят новые сокращения.

По информации из Управления городского хозяйства, там предполагается «сократить» двух человек – из отдела по приватизации жилья и из отдела оперативного контроля (правда, ведь самая ненужная работа?)

По информации из Управления социальной защиты планируется сократить две должности, на данный момент вакантных (правда, ведь, меньше чиновников станет?).

По информации из Комитета по вопросам образования, «никаких массовых увольнений, планируется сократить три должности». Более конкретные сведения нам дать отказались. «Спрашивайте у начальства». Впрочем, имея давние дружеские связи с педагогами, нам удалось выяснить, что сокращаются должности заместителя начальника Комитета, начальника учебного отдела, специалиста по воспитательной работе с трудными подростками из учебного отдела и специалиста по пожарной охране и безопасности труда из отдела кадров. Словом, из 22-х управленцев образовательного Комитета «обрезаются» четверо (правда, ведь, 10 процентов?)

Любопытно, что руководитель КВО Александр Нецветаев убыл в отпуск непосредственно после подписания приказа о сокращении штата.

А в среде чиновничества происходят недовольства. Потому что впервые за пережитые сокращения реально увольняются реальные люди.
Один из сокращаемых сотрудников (одно из управлений городской администрации) «Я получила уведомление о предстоящем сокращении. Конечно, мало приятного, но я понимаю, с чем это связано. Мне предлагают другую работу. Всё как положено. Но меня эти предложения не устраивают, ни с точки зрения престижности, ни с точки зрения оплаты. На работу в администрацию попала по знакомству, обычно такие вещи по-другому не происходят. Чем выше должность, тем могущественнее должны быть связи. Это понятно. О своей зарплате говорить не хочу, не в моих правилах. Вы говорите, что средняя по городу шесть тысяч семьсот? Нет, у меня существенно ниже».

Повторю: впервые реально увольняются реальные люди.

Впрочем...
Никита Хрущёв (1960 год, заседание ЦК КПСС): «Я не понимаю, почему всякое сокращение нашего аппарата на 10 процентов, приводит к его увеличению на 20 процентов».

Из официального ответа на запрос «Городской газеты» (датировано 29 января 2004 г.): «Сообщаем, что штатная численность администрации города на 01.01.2004 г. составляет 231 шт.ед. (муниципальных служащих 230)»

Как говорят на Украине: побачiмо.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс