Факты про контру или китайский ариец

Автор: Алексей Гарин

Беспрецедентное дело было рассмотрено московским Арбитражным судом. Известную пермскую фирму обвинили в выпуске контрафактной продукции. Проще говоря – в пиратстве. Использовании чужого товарного знака и наименования (в «умных» кругах говорят: брэнда).

По оценкам российских и международных экспертов количество пиратской продукции в общем объёме продаж колеблется от 30 до 85 процентов, в зависимости от вида товара (больше всего пиратят аудио-видеопродукцию и программное обеспечение). Подделывают всё: одежду, обувь, бытовую технику, промышленное оборудование, продукты питания, канцелярские товары, косметику и даже лекарства.

Ежегодный оборот контрафактной продукции оценивается минимум в 3 миллиарда долларов. С этих сумм не платятся отчисления владельцам торговых марок (брэндов) и, естественно, не платятся налоги. Крайне неуважительное отношение россиян к авторскому праву стало одним из камней преткновения при вступлении России во всемирную торговую организацию (ВТО).

Подделка фирменной продукции включает в себя два принципиально разных правонарушения. При прямом пиратстве производитель использует название и изображение известной торговой марки для своей продукции заведомо более низкого качества. Из-за чего, как считают эксперты, известная фирма несёт финансовые убытки (недополученная прибыль) и теряет репутацию у потребителя.

Смешанное пиратство – штучка более тонкая. Название известной торговой марки и её эмблема чуть-чуть видоизменяются. Но так, чтобы покупатель, глядя на фальшивку, мог подумать, что перед ним оригинальная вещица. Например, SONI вместо SONY, adibas вместо adidas или Rebok вместо оригинального Reebok. Если доказать вину обычного пирата достаточно просто, то для обвинения в смешанном пиратстве требуются специальные сложные экспертизы, доказывающие, что потребитель может спутать подделку и оригинал.

Вот тем то и примечателен процесс в московском арбитраже. Это всего лишь четвёртый случай в российской судебной практике, когда был доказан случай смешанного пиратства. Пермская компания «Грундрос» производила насосы, оформляя внешний вид и маркировку своих изделий очень похоже на насосы известного мирового производителя «Грундфос». Кстати, подделка имеет, как правило, более низкое качество по сравнению с оригиналом. Но из этого правила есть исключения; известны случаи, когда изъятая с российских рынков контрафактная косметика оказывалась качественнее подлинных изделий французских парфюмеров.

Маститые специалисты-антипираты считают, что для эффективного противодействия контрафакту нужно ужесточение мер ответственности и снижение цены (без потери качества) лицензионной продукции путём открытия фирменных производств в других странах – поближе к потребителю.

А есть ли березниковские гребцы на флагманском корабле борцов с пиратами? Рынки завалены пуховиками «Adidas» и «Reebok» отнюдь не арийского («Адидас» – немецкая фирма), а скорее корейского или китайского производства. Там же кучкуются «липовые» кроссовки «Sprande» (вместо «Sprandi») и ботинки «Salamandra» (вместо «Salamander»). В ларьках частных предпринимателей можно без труда найти туалетную воду «Kezno» и «Puazon» (вместо «Kenzo» и «Poison»). Список можно продолжать долго.
Как показал опрос горожан, березниковцы практически не обращают внимания на брэнды (фирменные названия) при покупке на рынках и в лотках косметики и одежды, понимая, что подлинные вещи стоят на порядок дороже. А так – «лишь бы сезон проносить» и «неважно название, главное – аромат». Такое же отношение к выбору дешёвой бытовой техники (плейеры, фены и пр.). Но зато при покупке дорогостоящей техники горожане в первую очередь ориентируются именно на известные марки, предпочитая дорогое качество дешёвому суррогату.

Почему продавцы рискуют реализовывать явный контрафакт? Они тоже понимают, что то, что «дешево да гнило» пользуется большим спросом, чем товар типа «дорого, но мило». Кодекс не чтят, однако.

Вопрос журналиста «Городской газеты» в соответствующие структуры о том, как же в Березниках ведётся борьба с контрафактом, остался без ответа.

Дело капитана Флинта живёт живее всех живых...

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс