Право на безблатной проезд
Автор: Юрий Корчагин.
Кто ты, березниковец? Население или работник?
Скандал с проездными как ещё одно «ау» монетизации, или?..
Эту мину заложили десять лет назад, как не взорваться?
Сколько в Березниках видов общественного транспорта?
Где Березники кончаются?
Суть очередного транспортного скандала проста как доперестроечные шесть копеек за проезд в автобусе.
За плату и по блату
Вы думаете, что общественный транспорт в нашем богоспасаемом городке подразделяется только на частный и муниципальный? Ан нет. Муниципальный общественный транспорт тоже делится. На обычный (городской) и т.н. «спецрейсы».
Городской транспорт – те муиципальные автобусы и троллейбусы, которые кружат по городу и в которых можно попытаться проехать «зайцем», можно заплатить за одну поездку, а можно купить проездной билет и невозбранно ездить весь месяц. «Спецрейсы» - те же муниципальные автобусы и троллейбусы, маршруты которых заканчиваются возле промышленных предприятий. И основными пассажирами которых («спецрейсов») являются, нетрудно догадаться, работники этих самых предприятий. Которые (работники) ездят бесплатно.
Как говорили в доперестроечные времена, «по блату». То есть, в силу одной только принадлежности к славной когорте промышленных тружеников. Остальные горожане за проезд на спецрейсах должны платить «живые» рубли (должны БЫЛИ). И никаких проездных.
Без блата за плату
В связи с пресловутой (пусть и невнятной) монетизацией березниковцы узнали ещё одно понятие: «социальный проездной». В смысле, тот, который для бывших льготников. В феврале нынешнего года по «социальным проездным» можно было ездить не только в городском транспорте, но и на спецрейсах. С 1 марта «социальные проездные» на спецрейсах стали недействительны. Словом, опять никакого блата, только за плату.
Из письма в редакцию: «В этом году ввели льготные проездные документы. Казалось – хорошо. В феврале знакомые приобрели такие проездные на март. А только 1 марта утром узнали, что они недействительны на спецмаршрутах. Почему же местные власти не приняли решение заранее, хотя бы за одну-две недели (фактически решение приняли 28 февраля, т.е. накануне!!!).
В общем, «нас опять кинули». Некоторые попытались получить деньги за проездные назад. Не удалось.
Из выступления мэра Игоря Папкова на аппаратном совещании в «белом доме»: «Ещё 17 февраля мы всех предупреждали о том, что социальные проездные документы будут действовать только в муниципальных видах транспорта, а не в такси и не на спецаршрутах».
Так и образовался очередной скандал. Не очень шумный (проезжую часть никто не перекрывал), но неприятный. Для всех. И для тех, кто считают, что их «кинули», и для тех, кого упрекают в «кидалове». Типа, не по понятиям, нечестно, несправедливо – сперва продать товар, а потом заявить, что здесь он недействителен.
И рыбку съёсть, и...
Самое смешное, что пресловутые спецрейсы существуют почти ровно десять лет. Дело было так.
Казна традиционно пуста, муниципальный транспорт сам себя никак (ну никак почему-то! Впрочем, это другой вопрос) окупить не может, а тут ещё добрые народные избранники сделали милость сирым и убогим и объявили проезд в общественном транспорте бесплатным для всех пенсионеров, ветеранов и т.д. А казна пуста. И как накормить сорок тысяч льготников семью хлебами? Да чтобы по закону?
Всё гениальное просто. Согласно законодательства о местном самоуправлении 1995 года, муниципалитет обязан организовать транспортное обслуживание населения (это ключевое слово, обратите внимание!), проживающего на муниципальной территории (в нашем случае – на территории города Березники). Соответственно, за территорией – не обязан.
В 1995 году тогдашний мэр Александр Мошкин подписал постановление «Об изменении графика маршрутов муниципального пассажирского транспорта». Через два дня после подписания документа работники (а это ещё одно ключевое слово, обратите внимание!) промышленных предприятий – «Азота», «Ависмы», «Бератона» и т.д. (то есть предприятий, находящихся за жилой границей города) стали добираться до работы специальными автобусами и троллейбусами. Эти рейсы муниципального транспорта и назвали «спецрейсами». Содержание этих маршрутов стало обязанностью промышленных предприятий, а не казны. Ведь промышленная зона, согласитесь, не есть зона жилая.
Березниковцы без Березников
Эту, жилую территорию ещё называют «селитебной». Именно в этих пределах и работает муниципальный пассажирский транспорт по правилам, установленным березниковской мэрией. Таким образом, на севере зона ответственности муниципалитета ограничивается остановкой «Аксаково», на западе –«Площадь фронтовиков», на востоке – «Площадь Юбилейная», на юге – «Площадь Алексея Решетова». В этих границах на автобусных или троллейбусных маршрутах пассажир обязан либо купить билет, либо предъявить кондуктору проездной. Неважно какой: обычный или социальный. Далее – спецмаршрут.
Получилось, что березниковец, едущий на смену, допустим на «Бератон», до остановки «Аксакова» был «населением» и муниципалитет был ОБЯЗАН его обеспечить. А после «Аксакова» он уже превращался в «работника» и мэрия ему уже ничем не обязана. А если предприятию надо, чтобы работники до работы добирались, так пусть оно (предприятие) спецрейсы и оплачивает. Получается, что там, в промзоне уже не Березники.
Жонглёрство в чистом виде. Хотя... осудить за него язык не повернётся – все мы прекрасно помним бюджетные трудности тех времён. Напротив, за подобную изобретательность, можно и медаль повесить.
Цунами и мухи
За десять лет система устоялась. Каждое предприятие приспособилось к ней по-своему.
Например, на «Уралкалии» появился свой транспортный цех, с собственными автобусами, которые и возят калийщиков на работу. Бесплатно – по блату. «Азот» отношения с автотранспортным предприятием разорвал и заключил соглашение с соликамскими предпринимателями. А на спецрейсах до «Бератона» народ и вовсе ездил бесплатно: так химзавод договорился с Троллейбусным управлением.
И проездные не принимались в расчёт, и «живыми» рублями платили. И НИКТО не скандалил. Но пришла монетизация. И образовался скандал.
Потому что было всероссийское цунами. И в пожарном порядке «белый дом» приказал муниципальным транспортникам возить на спецрейсах и «социальные проездные». Поговаривают, что некоторые транспортные начальники исполняли февральский приказ под угрозой увольнения. Но цунами прошло, а казённая коробушка не полным-полна, а муниципалам жить всё-таки надо (повторим: причины убыточности городского транспорта – отдельная тема, как мухи и котлеты).
В общем, опять без блата, а только за плату.
Работающих пенсионеров вряд ли можно отнести к категории самых нуждающихся, но многие из них уже успели обзавестись социальными проездными на март. Специально, чтобы на работу ездить. А тут высаживать начали. Опять у «населения» (или всё же «работников»?) повод для неудовольствия появился.
Мораль сей басни
Например, Троллёйбусное управление договорилось с «Ависмой» в установленные часы по установленным маршрутам возить всех пассажиров, независимо от их статуса, бесплатно. А «Уралкалий» как возил «своих» на собственном транспорте, так и возит. И т.д.
Буря в стакане. Может, плохо предупредили? Или кто-то уши не каждый день моет? Впрочем, и это (насчёт мытья ушей) власть предержащим следовало бы учесть заранее. Ведь, другого народа, как говорил товарищ Сталин, нам никто не даст, а власть... её и заменить можно. Демократия, как никак.
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Археография
-
10 и 11 апреля в Березниках пройдёт первый Фестиваль рекламы
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин