Боль очередями

Авторы: Роман Коротаев,Николай Анфалов.

Вас беспокоит Гондурас? А то, как накормить миллионы жертв гражданской войны в Заире? А освобождение заложников в Ираке? Впрочем, головную боль необязательно искать за тридевять земель.

Поликлиника Первой городской больницы. Ещё нет семи утра, а в очереди десяток человек. Говорят, что самые первые приехали на такси: общественный транспорт ещё не ходил. Народ прибывает. В 7.30 открывается регистратура. Обстановка накаляться. Толчея. В очереди слышны переругивания.

Пенсионеры путаются в очередях, не помнят за кем стояли и т.д. Около 9.30 запас талонов на приём к участковым начинает истощаться. В одном из окон регистратуры объявляют: «Талонов больше нет». Возмущённые выкрики. Очереди постепенно расходятся. Несколько оставшихся человек пытаются добиться талона нахрапом. Бранят медсестру в окне, врачей, правительство. Правительство не слышит.

Изнутри работа регистратуры похожа на работу военного штаба. Без передышки звонит телефон: «Что беспокоит? Фамилия? Имя? Год рождения? Медицинский полис? Да поймите вы, такие вызовы врачу не оплачиваются... Придёт. Да, всё равно придёт. Дверь железная?..»
И так всё утро.

Старшая медсестра регистратуры Любовь Третьякова: «Это всё из-за монетизации: чтобы получить льготный рецепт надо записываться на приём. Пока рецепт выпишут, пока больной дойдёт до аптеки лекарства уже может не быть. А заменять лекарство аптеки самостоятельно не имеет права. Поэтому больной идёт и снова записывается на приём. Мы специально стараемся оставлять талоны для действительно больных. Так некоторые обманывают. Говорят, что тяжёлое состояние, а сами идут на приём только за рецептом. А сейчас ещё эпидемия гриппа...Никто не хочет понимать, что штат участковых терапевтов заполнен только наполовину. И эти 50 процентов тоже люди - уходят в отпуска, болеют».

Поликлиника Второй Городской больницы. Та же картина. Толпы народа ходят по этажам, у каждого кабинета по несколько человек. В регистратуре даже после записи на приём к лечащему врачу не иссякают очереди. Очередь не только к специалистам, но и в раздевалку тоже.

Ситуация усугубляется тем, что за льготным рецептом надо отстоять три очереди три очереди - в регистратуру, к терапевту и в организационно-методический кабинет. В регистратуре льготник предъявляет полис, паспорт и страховое свидетельство. И только после подтверждения правомерности льготы идёт к терапевту. Оформление нескольких рецептов для одного льготника занимает около часа. На каждое лекарство выписывается отдельный рецепт в двух экземплярах. Документ строгой отчётности, иначе аптека не примет. И т.д. и т.п.

Не надо быть особо наблюдательным, чтобы заметить - число пациентов в обеих городских больницах увеличилось. После монетизации будто все разом заболели и кинулись по врачам. Льготы дали даже тем, кто раньше ими и не пользовался.
Конечно, закон об отмене льгот добавил хлопот и медикам и людям, но всё же главная причина очередей, по твёрдому убеждению заместителя главного врача городской больницы №2 Людмилы Стариковой, не в этом, а в другом. В нехватке кадров: «Причём нехватка специалистов ежегодно увеличивается. Если три года назад укомплектованность врачами специалистами была 73 процента, то сегодня она составляет всего 53 процента. Нам не хватает терапевтов, ревматологов, невропатологов...»
Почему специалисты не идут работать в поликлинику, когда ежегодно медицинские учреждения области готовят сотни молодых специалистов?

«А они к нам просто не добираются, - говорит Людмила Ивановна, - так как знают наши условия работы – низкая заработная плата, отсутствие жилья и никакой дальнейшей перспективы. Мы можем привлечь молодёжь, только предложив ей место работы и ничего больше».

Молодого пополнения в поликлинике не было пять лет. Медицинский персонал успел состарится. Из 15 работающих терапевтов только пятеро в возрасте до 40 лет, остальным - за пятьдесят и более. А кроме этого врачи ежегодно увольняются с работы, находя для себя более выгодные условия труда. И это всё отражается на больных. Если раньше они занимали очередь в регистратуру в шесть утра, то теперь чуть ли не в четыре. Однако, комментирует Людмила Старикова: «Это психология у людей такая: занять очередь пораньше. Регистратура работает с 7.30 и какая разница во сколько ты встанешь в очередь, талонов всё равно больше не станет».
Нельзя ли изменить саму систему записи к специалистам?

Оксана Ершова, заведующая регистратурой 2-ой городской больницы: «Можно, и мы это делаем. Ведём предварительную запись пациентов к специалистам, в том числе и по телефону. Сейчас уже записали до конца марта. Есть так же и платные услуги. Но всё это пока малоэффективно, так как нет главного – специалистов. И пока их не будет в полном достатке, проблема очередей останется».

Итак, вот вам ещё одна – маленькая, конечно, в сравнении с мировой революцией и международным терроризмом – проблема. Которая, несмотря на всю «малость», ежедневно портит кровь и нервы сотням, даже тысячам наших сограждан. Решать, однако, надо. Ведь это единственный способ решить проблему – решать её.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс