Миру - мэр
Автор: Андрей Лучников
Проект нового Устава города подготовлен и начато его обсуждение. Этого (нового Устава) требует новое законодательство о местном самоуправлении. Из всех важных уставных вопросов регулирования городской жизни важнейшим, несомненно, следует признать один: кто в городе будет хозяин? Не в смысле: «мы или тараканы?», а в смысле: каким образом мы, горожане, городского голову выбирать будем. Всем миром или в два захода?
Эта тема муссируется уже давно – едва появились первые проекты федерального закона о самоуправлении (известная «реформа Козака»). Главный вопрос: будем мы мэра избирать всенародно или мэра будут назначать?
Муссируется по простой причине: до сих пор первым и главным, и ответственным за всё лицом в системе городской власти являлся мэр. Официальный титул: глава местного самоуправления. То есть во всём самоуправлении главный – и в Городской Думе (как председательствующий), и в городской администрации (как её глава). Причём второе важнее. Поскольку вся конкретно-бытовая жизнь каждого конкретного горожанина зависит от всяких бытовых мелочей (ремонт крыш, очистка дорог, транспортное обеспечение и тепловое снабжение и т.д.). А эти бытовые мелочи конкретно зависят от конкретных чиновников. Которые конкретно подчиняются мэру, как главе городской администрации.
Роль остальных народных избранников – депутатов Городской Думы в этом смысле, увы, менее заметна. «Депутат не может починить конкретный кран конкретного избирателя!» - этот стон у народных избранников песней зовётся. (Правда, избиратель этого не понимает). А чиновник может. Не лично, конечно, починить, а отдать соответствующее указание. Но чиновников мы напрямую не выбираем и не увольняем, напрямую от нас чиновники не зависят. Они зависят напрямую... впрочем, см. выше. А вот этот «см.выше» зависит от нас как раз напрямую. Его-то мы выбираем, в том числе и в зависимости от того, насколько он умеет прислушиваться к конкретным нуждам народа и удачно командовать чиновниками.
И вот теперь... Что, если мэра будут назначать, то останется напрямую Президенту жаловаться (губернаторов-то уже Кремль назначает)? А если и президентские выборы отменят, то куды бедному хрестьянину податься? За вилы с топорами браться, буде слишком недовольны конкретной жизнью? На всякий случай следует напомнить, что именно прямые выборы являются лучшим способом избежать бунтов и революций. Поскольку, если разок неудачно выбрали, есть надежда, что в другой раз выберем удачнее, за вилы с топорами хвататься резона нет.
А если таковой надежды нет? То-то.
То-то и муссируется тема выбора-назначения. То-то и столь важны были недавние выборы в Городскую Думу. Ведь именно вновь избранной Думе предстоит принять новый вариант городского Устава. В том числе и определить – откуда мэр, как глава городской администрации, возьмётся. Со всенародного благоволения или назначен будет?
Впрочем, тут читателя можно немножко успокоить. «Сверху» мэра назначать Березникам и другим «муниципальным образованиям» (такой теперь термин в законе) никто не будет. Либо мэра будет избирать всё население города(т.е. напрямую, всем миром), либо – Городская Дума (т.е. – в два захода, сперва Думу изберём, а Дума уж разберётся). Словом, всё решается на месте (и на том спасибо).
Тем не менее разница есть.
Повторю: речь идёт о той персоналии, которая будет командовать чиновниками (это вопрос самый важный). И уточню: одновременно командовать чиновниками и Думой эта персоналия уже не имеет права. Уже сейчас всенародно избранный мэр Игорь Папков на заседаниях Думы не председательствует и Думой не руководит, у городских депутатов есть свой спикер – Николай Зеленин.
Как будет дальше? Срок всенародно данных полномочий Папкова заканчивается в декабре будущего года. И это «как дальше» должно быть прописано в новом Уставе. И та-а-а-кие нюансы при прочтении законодательства возникают... Итак.
1. Мэра (т.е. командира всех чиновников) можно избрать всенародно или его может назначить Городская Дума. По контракту. В образованной среде в этом смысле уже давненько ходит термин «Сити-менеджер». Ну, как управляющий банком или исполнительный директор города.
2. Однако всё равно должен быть (в законе придумано интересное название) «глава муниципального образования». Которого можно избирать всенародно, а может Дума избрать. Из своего, депутатского, состава.
3. Если глава муниципального образования избирается всенародно, то он может стать председателем Думы, а может быть главой местной администрации. В первом случае он (глава) станет ещё одним депутатом, только по-другому (не по округам, а всем городом) избранным. Т.е. одни депутаты избранные, а её председатель – избраннее. Во втором случае он (глава) становится тем самым командиром всех чиновников. Совмещать должности, повторим, нельзя.
4. Если Дума избирает его (главу) из своего состава, то он (глава) становится председателем Думы. А соответственно не должен быть главой администрации. Т.е. тогда Дума будет командира чиновников – см. п.1
От автора (личное): Сам понимаю, что с ходу разобраться трудно, но попытайтесь.
Словом, эту разницу между «должен» и «может» определит новый вариант березниковского Устава, который сейчас начали обсуждать.
Что это значит конкретно-предметно для Березников? Попробуем упрощённо (как сам себе объяснял).
1. Предположим, Дума решит главу городской администрации («сити-менеджера») – Папкова – назначать по контракту. Тогда непременно будут объявлены всенародные выборы «самого избранного» депутата, который и станет председателем Думы вместо Зеленина. Потому что Зеленин, как нынешний спикер Думы, всенародных выборов не прошёл, а избирался наравне с другими, от округа. И тогда в Думе будет 26 человек.
2. Предположим, Дума решит главу города назначать из своего состава (в который Папков, напомним, не входит), а Папкова назначать по контракту. Тогда Зеленин (едва ли возникнут другие кандидаты на должность спикера) будет титуловаться главой города. А соответственно, по статусу будет выше Папкова.
Вероятность обоих вариантов оценивать не будем. Потому что есть третий и самый простой (во всех: от организационного до финансового смыслов). А именно: в Уставе записывается, что глава города Березники избирается всенародно и возглавляет местную администрацию. Последний вариант представляется наиболее простым в исполнении и, соответственно, наиболее реальным.
А самое интересное, что первые два варианта означают некоторое изменение структуры местного самоуправления. А изменение структуры местной власти может вступить в силу – согласно закону – не ранее, чем истечёт срок полномочий нынешнего состава Городской Думы. Т.е. в 2008 году.
Следовательно, в любом случае будущим декабрём город изберёт себе мэра. И в любом случае всенародно. Миру – мэр.
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Археография
-
10 и 11 апреля в Березниках пройдёт первый Фестиваль рекламы
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин