Верхи хотят. Низы не верят.

Автор: Алёна Козырева

Верхи хотят

По мнению Игоря Папкова, новый закон о местном самоуправлении
поставил его в «очень интересное положение».

- Игорь Валентинович, понятно, что для руководителей Вашего уровня новый закон означает большие перемены в профессиональной деятельности. В чём значение закона для жителей города?
- В законе названы структуры самоорганизации граждан по месту жительства. Во-первых, это товарищества собственников жилья, первый уровень местного самоуправления, то звено, которого нам сейчас очень не хватает. Потом в своём микрорайоне жители выбирают Комитеты территориального общественного самоуправления, второй уровень местной власти. И, наконец, собственно представительный орган – Городская Дума. Вот три кита местного самоуправления.

- Что могло бы подтолкнуть людей к объединению? Высокие коммунальные тарифы?
- Власть в нашей стране брала на себя огромную ответственность за всё в жизни человека. И перейти от строя, когда государство отвечало за всё в твоей жизни к строю, где ты сам определяешь, как живёшь – быстро не получится. Ведь это ещё и прочувствовать надо. Понять. Что уже говорить о населении, если в березниковском обществе ещё не сформировалась его наиболее активная часть, я имею в виду предпринимателей. За последние десять лет собственники некоторых магазинов сменились по шесть – семь раз. Это показатель несформировавшейся предпринимательской активности.

- Органы местного самоуправления не встроены в вертикаль государственной власти. Тем не менее, мэрии частенько достаётся от населения за работу этой самой вертикали...
- А никуда от этого не деться. Семьдесят лет местное самоуправление было встроено в государственную власть. И люди до сих пор так реагируют. Редко кто из них обращается к местным представителям федеральной власти. Разве что в прокуратуру за защитой своих гражданских прав. Больше ни к кому. А мы вот тут сидим под флагами, один из которых – государственный. Вот за это и несём ответственность. Кроме того, я не считаю нужным себя отделять от государственной власти. Мы должны и с ней находить контакт.

- Доводилось слышать, что в законе много возможностей для коррупции...
- Местное самоуправление, как хозяйствующий субъект, реализует свои полномочия по рыночным законам. Вопрос в том, чтобы наше решение было экономически оправдано и прозрачно. Проводить конкурсы, аукционы. Но всегда найдётся кто-то, который скажет, что всё было подстроено, что есть «свои» и т.д. От этого никуда не деться. Единственное, что нас должно беспокоить – как заработать дополнительные средства для нашей социальной сферы. Об этом надо думать, а не пытаться решать за бизнес их проблемы.

- В конце апреля все березниковцы могут принять участие в обсуждении проекта нового Устава города. Проект готовила администрация...
- Это не более, чем новая редакция старого Устава. К этому документу так и надо относиться. Мы готовим болванку, которую потом должны переработать депутаты. Дума сама должна определить, как действовать дальше. Исполнительная власть не должна проводить никаких революций. Это как раз задача представительного органа власти – определять стратегию, в том числе и в таком документе как Устав. Мы наблюдаем тот случай, когда началось реальное разделение властей. Правила игры задаёт Городская Дума.

- В новом Уставе будет прописан способ прихода к власти главы городской администрации. Через всеобщие выборы или через назначение из состава Думы. Вам что больше нравится?
- Я считаю, что сегодня главы местного самоуправления поставлены в очень интересные положения, когда должны вноситься изменения в Уставы. Но тема обозначена, возможны варианты. Мне бы хотелось, чтобы горожане прочитали хотя бы эту статью закона.
Какое бы решение не приняла Городска Дума, я с ним соглашусь. Сейчас моя позиция, как главы местного самоуправления, в любом варианте ущербна, и пытаться ратовать за какой-то вариант... Скажу: за назначение. Все подумают: «Ага, значит он за назначение. У него низкий рейтинг и он боится, что его не изберут». Если за избрание, скажут: «Значит, он боится, что его не назначат». И т.д.

- То есть Вы не хотите сейчас обозначить свою позицию?
- Думаю это, по крайней мере, поспешно. Вообще по новому закону правила игры задаются представительным органом власти. То есть, сегодня их создаёт Городская Дума. Пишет, разрабатывает и принимает. Никак не исполнительная ветвь власти.

Низы не верят

Власть не нуждается в гражданской инициативе. Так считает известный березниковский пенсионер, давно снискавший звание «правдоруба», главный редактор и единственный автор газеты «Березниковский либерал» Юрий Прибытков.
- Я начну вот с чего. Народ наш никому не верит. И думает, если его не обманули сегодня, завтра это сделают обязательно. А сели и завтра не надули, у него начинается тревога, значит, замышляется что-то по-крупному. Это преамбула. Мне новый закон не нравится.

- Почему?
- В законе расписано, из каких средств будут формироваться муниципальные бюджеты. Но это ещё нигде не апробировано. Что они получат и как смогут этими деньгами распорядиться – мне не ясно. Единственное, жёстко поставлен вопрос разделения властей. Чётко и бесповоротно. И я это поддерживаю.

- Почему Вы не отметили, что в законе под местным самоуправлением понимается, в том числе, и инициатива граждан?
- Какая может быть у нас инициатива граждан? Сколько лет я бился ещё с прошлой Думой. Говорил, уважаемые депутаты, проконсультируйтесь в области, что этот закон сулит, просветите народ. И ничего об этом законе, ни слова.

- Вы считаете, просвещением депутаты должны заниматься?
- И депутаты и администрация. У нас есть областной закон о развитии политической культуры общества на период до 2006 года. Там всё прописано, кто, чем занимается. А кто из жителей хоть что-то видел?

- Власть должна, да. Но почему бы населению самому не попытаться понять, организоваться, на заседание Городской Думы сходить, наконец?
- Народ наш никому не верит. Я в начале говорил... Не верят. Ни власти, ни депутатам. Законы пишутся для власти, а не для населения. Я всё время привожу в пример пермскую Городскую Думу. Они в апреле-мае будут принимать устав. Что они сделали? Создали рабочую группу. Семь человек из депутатского корпуса, семь из мэрии. На первоначальной стадии они привлекли для обсуждения политические партии города. Потом сформировали техническое задание о том, что должно быть в уставе. И передали это задание техническое задание в Уральскую политическую академию. Я сказал об этом нашим депутатам, а мне в перерыве юрист администрации Ольга Подпалая и говорит, а вы что мне не доверяете? Тогда пишите проект сами. Но разве я смогу написать такой документ?

- Глава администрации должен избираться на всеобщих выборах или назначаться Думой?
- Я считаю, что главу местного самоуправления надо избирать из числа депутатов, а главу местной администрации назначать на конкурсной основе. Почему? Потому что есть возможность отзыва. Сейчас отозвать депутата или мэра очень сложно, Надо в суде доказать, что он не справляется. А с таким назначенным проще. Поэтому в проекте Устава, который был разработан администрацией и предложен депутатам для обсуждения записано, что глава администрации избирается всенародно. Но опять же, как у нас администрация депутатский корпус не любит. Ведь ни один депутат не был привлечён к первоначальной работе над проектом нового Устава города. А нам по этому Уставу жить.

- В принципе они ещё могут это сделать.
- В принципе – пароход ушёл. Сколько подводных камней администрация может подготовить, депутаты могут и не разобраться, если они даже на первоначальной стадии участия не принимали.

- Как думаете, что изменит этот закон?
- Да, абсолютно ничего не изменит. Единственное, произошло разделение властей. И это хорошо, потому что все эти годы Городская Дума была придатком администрации. Один раз она только взбрыкнула. В июне прошлого года, когда принимался проект положения о сдаче в аренду МУПов. Тогда депутаты разработали и приняли свой альтернативный проект.
Я перед началом мартовского заседания Думы задам вопрос, насколько правомочно участия в заседании вновь избранных депутатов. По закону удостоверения им должны быть вручены только после опубликования официальных результатов выборов. Но то, что опубликовано в муниципальной газете 16 марта, даже не юристу понятно, что это не официальный документ, а скорей всего обработка результатов выборов самим журналистами. Где подписи? И всё что полагается в таких случаях? Стимул власти нужен, вот что я скажу. В древней Спарте «стимулом» называли длинную палку с заострённым концом. Двинешь овцу, она пойдёт куда надо. Общественная палата, которая будет у нас создаваться и куда я намерен попасть, станет таким стимулом. И приобщением населения к активности общественной и правовой.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс