Супер! Миф? Маркет...
Автор: Зоя Трошина
Они плодятся как грибы после дождя: «виваты», «семьи», «караваны»... Огромные торговые площади, помпезное оформление, стайки шустрых продавцов в униформе... Словом – Европа наступает? Или ещё один способ выманить побольше денег у бедолаги-обывателя? Попробуем разобраться.
О чём речь? Кто переведёт название «супермаркет», как «универсам», «магазин самообслуживания» - ошибётся не сильно. Так оно и есть. Впрочем, это очень большой универсальный магазин. Он должен иметь как минимум 500-600 квадратных метров общей торговой площади. Иначе это просто магазин, а никакой не супермаркет.
Ага. И за все эти площади владельцу нужно платить: отопление, аренда, налоги. Плюс – зарплаты персонала, которого здесь всегда на порядок больше (одних касс штук десять), чем в рядовом гастрономе. И это всё должно окупаться. Как? Объёмом продаж. В переводе на простой русский язык – покупатель должен оставить в магазине достаточно денег.
Отсюда следует миф первый: в супермаркетах всё дороже. Не всё и не всегда. Напротив, многие уже заметили, что некоторые товары как раз в супермаркетах и дешевле. Кое-что даже дешевле, чем на рынке: некоторые продукты, трикотажная мелочёвка, лосьоны-шампуни... Если ориентируешься в ценах на уровне «что, где и сколько стоит» сэкономить можно. Кроме того, существуют разного рода дисконтные программы и акции. Они же – скидки. Каковые бывают двух основных типов: дисконтные программы (карточки с правом на скидку) и дисконтные акции (всевозможные спецпредложения по суперцене). Скидка по карте может быть фиксированной или накопительной, но, в любом случае, обычно не превышает 5 процентов. А вот когда проводятся акции типа «скидавай всё!», то речь может идти уже об экономии в 10, 20, даже 50 процентов.
Миф второй: зато удобно! Не для всех. Разве что для тех, кто живёт совсем рядом или имеет личный автотранспорт. Тогда – да, затарился на всю неделю в одном месте и получаешь удовольствие. Для остальных поход в супермаркет будет или экскурсией, или началом поездки через весь город с ворохом пакетов. Ну, правда, пакетик фирменный на халяву дадут (не переживайте, его стоимость зашита в торговую наценку, да ещё и пройдётесь до дома в качестве бесплатной рекламы магазина), очередей особых (кроме часов-пик) нету, в чеке по пунктам расписано чего, почём и сколько купили...
Миф третий: зато не обсчитают. А вот и нет. Очень даже такое возможно. Правда, работники супермаркетов эту тему обсуждали без особого энтузиазма. Да, дескать, бывает, но это не обман, а просто ошибка упаковщика или кассира. Все мы люди, и всё такое. На личном опыте проверено, что могут насчитать лишнюю единицу товара: типа три бутылки пива вместо одной. А можно и вообще, проверяя чек уже дома обнаружить, что заплатил за то, чего не брал.
Миф четвёртый, он же – главный: дурят нашего брата! Не без этого. В супермаркетах применяется своего рода система, благодаря которой клиент, то бишь мы с вами, делает куда больше покупок, чем в обыкновенных магазинах системы «продавец за прилавком». И тут на нас с вами ополчаются все достижения мировой психологии и рекламы. Всё очень просто: любому, кто входит в торговый зал супермаркета предоставляется иллюзия свободы выбора и свободы передвижения. То есть: вроде бы идёшь с корзиночкой куда хочешь (удобно), берёшь что надо (приятно), да и продавцы-консультанты чего надо подскажут (как в лучших домах). На самом деле клиент супермаркета – как мышь в лабораторном лабиринте – идёт туда, куда его направляют и покупает то, что ему подсказывают.
Вспомните, как организован торговый зал в любом подобном магазине: даже если вам нужна всего лишь буханка хлеба, то, чтобы её приобрести, придётся пройти через весь торговый зал. А страховку на завидущие глаза никто не предлагает. Вот и идёшь мимо полочек с бытовой химией (может шампунь взять), деликатесами (ой, креветки, надо попробовать), сладостями (могу я раз в жизни себя побаловать) и так далее. Про хлеб и забудешь иногда. На языке работников торговли сие называется «грамотной организацией торгового пространства» и «правильной компоновкой товара по товарным группам». На языке бытовом – уловкой: чай, а рядом – сладости. А в зоне касс, когда человек стоит в очереди, обычно располагается «мелкоштучный товар» - шоколадки-жвачки. Иногда не планируешь брать ничего лишнего, но рядом с чаем-кофе располагаются сладости, с мясом – приправы... С этим, вроде бы всё ясно. Не то что бы обманывают, просто раскладывают товары так, чтобы покупатель набрал побольше. Но насильно никому и ничего в корзинку не запихивают. Сами пихаем. А дома – за голову хватаемся.
Стратегия и тактика борьбы. Рецепта, собственно, два. Первый – не ходить в супермаркеты, раз уж нет никаких сил противостоять хитромудрой системе. Второй – от профессионала (им, работникам системы, видней, как с собой бороться).
«Человеку, которому трудно не покупать лишнего, можно посоветовать, заранее составить подробный список планируемых покупок. А если люди идут в супермаркет вдвоём, чётко разграничивать, что покупает один, и что покупает другой. Это сэкономит и время, и деньги. Нужно чётко осознавать, что приобрести необходимо, а что – покупается под влиянием импульса».
Последуем совету? Кстати, хлебца бы купить... Зайдём в супермаркет?
Могу я раз в жизни себя побаловать?!!
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Археография
-
10 и 11 апреля в Березниках пройдёт первый Фестиваль рекламы
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин