Рублём училку не понять

Правда, от чего зависит это самое качество, они при этом не сказали. Зато навели на мысль, что существует всё-таки некий оптимальный уровень финансирования и организации, когда КПД каждого вложенного в образование рубля максимально. Конечно, сколько должно приходиться на каждый вложенный рубль «пятёрок», было бы слишком. Однако проверить зависимость качества образования от потраченных на это бюджетных денег было бы интересно. Напомним, полмиллиарда рублей тратится ежегодно на школьное, дошкольное и дополнительное образование березниковских детей.

НЕКОРРЕКТНОЕ СРАВНЕНИЕ
«Какая школа у нас самая лучшая, а какая самая дорогая (в смысле, больше бюджетных рублей тратится на каждого ученика)»? – запросила я городской Комитет по вопросам образования. Чтобы сравнить, насколько совпадают бедность и невежество в местном масштабе. И наоборот.
Елена Бешинская, заместитель начальника Комитета по вопросам образования, попросила скорректировать вопрос насчёт «самой лучшей» школы в Березниках. По какому признаку сравнивать? По востребованности, по конкурсу в первые классы (например, 24-я школа)? По количеству медалистов или победителей олимпиад? Есть в городе школы «с уклоном», то есть углублённым изучением предметов. Школа № 3 - с физико-математическим уклоном, школа № 9 – по иностранным языкам, школа № 2 – по биологии, школа № 30 – по информатике, и так далее. В классы с углублённым изучением предметов принимают (часто по конкурсу) детей с определёнными способностями, независимо от того, в каком районе города живёт ребёнок. А есть, например, замечательная школа на Нартовке, которая выполняет несколько иные задачи. «И мы никогда не будем ждать от этой школы высоких побед на областных предметных олимпиадах, потому что мы прекрасно понимаем, что здесь учатся дети, у которых другие приоритеты, другие социальные условия жизни», - говорит Елена Викторовна. - «Сегодня задача этой школы – помочь этому ребёнку получить образование и продолжить его в профессиональном училище, занять его досуговое время, потому что сегодня школа – единственный центр культурной работы в посёлке. И мы говорим – ваша задача – массовые мероприятия, кружковая, секционная работа, и они выполняют эти функции. Да, если сравнить количество отличников, призёров и там чего-то, у них будут совсем другие результаты. Но они решают другие задачи».

МОЛВА ПО СТЕРЕОТИПУ
Тем не менее, негласный рейтинг городских школ существует: наиболее уважаются родителями школы №№ 2, 3, 9, 18, 24... Учебные начальники называют это «сложившимся стереотипом». Елена Бешинская: «Конечно, в каких-то школах более комфортные условия, в каких-то более стабильные педагогические коллективы, но вот так сейчас взять и сказать: эта лучше, эта хуже, я, если честно, не могу. Я могу сказать: в этом направлении удачнее деятельность строится в этой школе. А вот в этой школе другая удачнее. А вот здесь надо поработать. Эта комплексная оценка не приводит к единой, и этого рейтинга не выстроить. Его никто ещё в мире не придумал, такого рейтинга для школ. И замечательно, что сегодня родители имеют всё-таки возможность выбирать образовательное учреждение. Не скажу, что эта возможность обеспечена на 100 процентов...» Но это уже разговор о другом.

БОГАТЕНЬКИЕ БУРАТИНО
На обучение каждого школьника в Березниках расходуется от 7 до 38 тысяч бюджетных рублей в год. Эти расходы растут: если в прошлом году затрачено по 8446 рублей на каждого, то в текущем году планируется затратить уже по 10118 рублей в среднем. А конкретно по школам разброс очень большой, в разы. Но – по оправданным причинам.

Самые затратные – специализированные коррекционные школы и школы с коррекционными классами. Во-первых, потому что в таких школах положено кормить детей бесплатными завтраками, обедами и ужинами. За счёт бюджета. Во-вторых, они маленькие: в коррекционном классе всего 12 учеников (в обычном норма – 25). То есть и учителей на каждого такого школьника больше (а каждому учителю надо платить зарплату с надбавками), и содержание здания с коммунальными расходами обходится дороже в пересчёте на каждого «Буратино».

ХОРОШЕГО ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГОЧИСЛЕННО
Понятно, что чем больше в школе учеников, тем менее затратно для бюджета их обучение. Самые многолюдные, по количеству учеников, городские школы № 3 и № 9 (и лучшие к тому же). В каждой из них учится более тысячи детей. Тем не менее, они не самые «дешёвые». Из 22-х обычных городских школ самой экономной в 2004-м году получилась школа № 1: 5969 рублей в год на обучение каждого школьника. С ней соперничает школа № 5.

Если не считать школу на Нартовке, куда возят детей из посёлка Легино (а проезд довольно серьёзно влияет на стоимость обучения), то самой «дорогой» и в прошлом, и в этом году остаётся школа № 22 в Усольском микрорайоне. На каждого ученика там тратят вдвое больше, чем пятой или первой школах. Происходит это также по причинам, не имеющим ничего общего с качеством обучения. Школа находится в удалённом микрорайоне, по проекту рассчитана на более чем тысячу обучающихся, а заполнена наполовину. К тому же не секрет, что коммунальные расходы в Усольском микрорайоне выше, чем в среднем по городу.

Одна из самых «дорогих» - школа № 4. По схожим причинам - детей там мало (408), а здание старое, постоянно опасность аварийных ситуаций, ремонты – на всё это надо больше денег...

НЕ ДО ЖИРУ
От чего зависит материальное снабжение школы? Финансирование, как рассказала «Городской газете» Любовь Кондакова, главный бухгалтер Комитета по вопросам образования, зависит, в первую очередь, от фонда зарплаты педагогов. Статьи материального обеспечения подсчитываются в процентах от фонда зарплаты. То есть в выигрышном положении должны оказываться школы, где подавляющее большинство учителей с высшей и первой категорией квалификации.

А в общем-то, пока наши школы финансируются по факту. То есть: дают только на то, чтобы обеспечить лицензирование и аккредитацию школы (обеспечить санитарные условия, штат педагогов, коммунальные расходы и т.п.) «На уровне выживаемости хватает», - сказала Любовь Кондакова. Ремонты на этом уровне превращаются в латание дыр («распределяем то, сколько дадут»), о муниципальных надбавках к своим окладам, как в Москве, учителя могут только мечтать, - но, тем не менее, учат в Березниках неплохо.

Так что в Березниках качество образования мало зависит от денег. Прав был иностранный эксперт.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс