Единая платёжка
Вместо привычных трёх квиточков (на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, техобслуживание и отдельно, по книжке - электроснабжение) будем получать один, где всё это будет сведено в один счёт. Как в ресторане: блюдо первое, блюдо второе, десерт – «итого в рублях». С этим понятно. Аргумент «за»: удобно. Приходишь с этой одной бумажкой в ближайший пункт оплаты (а их число собираются, кстати, увеличивать) и рассчитываешься сразу и со всеми. Оптом, так сказать.
Как именно всё это будет делаться, пока никто толком не знает. По версии инициатора - ООО «Новогор-Прикамье» (напомним, что стратегические коммунальные предприятия сейчас находятся в аренде у этой фирмы), объединение платежей - дело ближайшего полугода или чуть больше. Делать сие будут следующим образом: при подконтрольном этой фирме ООО «Березниковский информационно-расчётный центр» создаётся новая многофункциональная служба. Которая займётся в том числе и этой новой системой оплаты.
Как сообщила «Городской газете» генеральный директор ООО «БИРЦ» Ольга Шестакова, служба эта будет не просто производить начисления на тему кому, чего и за что платить, но и участвовать в реализации услуги. Должниками, например, заниматься. Но к вопросу с долгами вернёмся позже. Итак, по версии директора БИРЦа, новая система оплаты коммуналки будет выглядеть следующим образом: объединят пока два квиточка – за воду и тепло. Электричество и техобслуживание пока будут оплачиваться отдельно.
Возможно, что со следующего года в эту единую платёжку попадёт и электричество. Непонятно, правда, каким образом. Если включать плату за электричество в единую платёжку, нужно, чтобы показания счётчиков снимали не сами жильцы, а работники коммунальных служб. При этом почти в половине березниковских квартир (не считая частного сектора) счётчики установлены внутри жилища, а не в подъезде. Доступ в квартиры без разрешения хозяина возможен только с санкции прокурора... Это только первая, приходящая на ум, трудность. Впрочем, не наша реформа и не наша проблема.
В жилищном отделе березниковского УГХ пока вообще не в курсе подробностей грядущего нововведения. Заведующая отделом Ирина Потураева пока, по её собственным словам не знает, как и что будет организовано.
Чуть более подробной информацией владеют управляющие ЖПЭТами, но большого энтузиазма по поводу грядущих перемен не испытывают. С их позиции существующая ныне система достаточно удобна и вполне неплохо работает. Особой необходимости в переменах, по мнению березниковских коммунальщиков, нет. Кроме того, сотрудникам этих организаций, уже как специалистам в своей области, видится в предстоящем множество потенциальных проблем.
Главная из которых, как сформулировал управляющий ЖПЭТ-4 Георгий Дудин, заключается в том, что, возможно, таким образом город только усугубит ситуацию с коммунальными долгами. По его словам, сейчас, когда платежи разделены, люди платят хоть за что-то. По частям. Хоть за воду, за свет. Коммунальщики хоть какие-то деньги получают. А когда счёт будет единым и придётся выкладывать всю сумму сразу?
Ответ вроде бы есть. Та самая сбытовая компания при БИРЦе, по версии авторов инициативы, должниками и займётся. Будет организована юридическая служба, по квартирам неплательщиков пойдут её агенты и юристы, а с должниками, по словам сотрудника пресс-службы березниковского филиала ООО «Новогор-Прикамье» Ольги Смирновой, будут разбираться жёстко и просто. Например, при таком едином счёте не будет ситуации, когда человек должен за тепло, а за свет – нет. Должен за коммуналку. И всё.
Так что ежели будут долги – придут и отключат то, что проще. Тот же свет. До сих пор подобных рычагов давления на неплательщиков у коммунальщиков не было. Например, не платить за тепло можно было достаточно долго. Отключить его не позволяют ни технические возможности, ни санитарные правила. А свет - запросто. При единой платёжке, как утверждает Ирина Потураева, с точки зрения закона тут не подкопаешься. Не заплатил – услугу тебе отключат. Именно и как раз по закону.
Нечто подобное существует и сейчас. Как рассказали «Городской газете» работники ЖПЭТов, в настоящее время на отключение электричества могут нарваться те граждане, которые не платят за техобслуживание жилья, даже если перед «Горэлектросетями» у них нет долгов.
Юридическое обоснование отключения просто – в понятие «техническое обслуживание» входит и обслуживание внутридомовой электрической разводки. И, обрезая провода, ЖПЭТ отключает должника не от услуги поставляемой «Горэлектросетями», а от своей – отказывается обслуживать те ваши провода, которые идут внутри подъезда, раз уж вы за всё это не платите...
Всё новое – хорошо забытое старое. В 90-х годах по 2002 год похожая единая платёжка в Березниках уже существовала. И была отменена. Тогда по одному квиточку платили за те же тепло и воду. С результатами коммунальные предприятия разбираются до сих пор. Дело, как помнят сотрудники «Теплоэнерго» и «Водоканала», кончилось скверно. И было оно вовсе не в неплательщиках, как объяснили в неофициальном порядке специалисты одного из этих предприятий. Население-то как раз платило. Но деньги поступали не теплоэнергетикам и водоканальцам, а на счета ЖПЭТов. Которые распоряжались ими по своему усмотрению, пускали на текущие нужды.
В результате к концу 90-х годов у тех самых ЖПЭТов образовались миллионные долги перед обоими предприятиями. С каковыми разбирались аж на уровне городской администрации. И, если на сегодняшний день «Теплоэнерго» уже рассчитались, то «Водоканалу» всё ещё должны порядка 9-10 миллионов рублей. Это – главная проблема тех времён с точки зрения коммунальных предприятий.
С позиции ЖПЭТов главной причиной отмены единой платёжки конца девяностых была другая – а именно то, что они, ЖПЭТы, выступали в той ситуации в качестве посредников, перепродавцов услуги. И в результате на стоимость услуг тепло- и водоснабжения накручивался налог на добавленную стоимость, который, понятно, ложился на плечи потребителей. Потому, мол, такую практику и отменили, чтобы бедолага-обыватель лишних денег не платил (кстати, как утверждают всё в том же БИРЦе, нынче такого не повториться, получателем всех платежей будет именно производитель услуги, без посредников). Но это прошлое. А в настоящем – несколько дней назад березниковцы получили очередные квартплатные квиточки. Пока три. В одном из них, том, что за тепло, в качестве получателя платежа указан уже «Новогор»...
Перемены начались.
Ждём результатов. Или последствий.
Автор: Зоя Трошина
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Археография
-
10 и 11 апреля в Березниках пройдёт первый Фестиваль рекламы
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин