Почём городишко?

Ну что сложного в вопросе: «Сколько стоят Березники?» Ничего. Вот и компетентные лица, к которым обращались журналисты испытывали от нашего любопытства лёгкие чувства. От лёгкого недоумения, до ещё более лёгкого ступора. Переходящего в испуганное: «А вам зачем это надо, неужто кто-то приценивается?»

В конечном счёте кое-какую информацию нам удалось добыть прямо в Березниках. Что-то нам предоставили осведомлённые источники в областных и федеральных структурах. Результат, конечно, получился приблизительный. Ну и пусть, мы же не на рынке торгуемся.

КИТЫ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
В плане оценки стоимости с предприятиями работать куда проще, чем с «акционерным обществом Березники». Потому как у них все финансовые ходы записаны и просчитаны. Давно.

Поясню. Во время начала приватизации каждое предприятие оценивалось (сколько стоят здания, оборудование). Полученная цифра (уставной капитал) делилась на дольки. В зависимости от меры фантазии одни делили на тысячи другие – на миллиарды. Цену одной такой дольки предприятия назвали номинальной стоимостью акции. В зависимости от того, хорошо ли плохо работало предприятие в последующие годы, стоимость его акций росла или падала. То есть цена завода увеличивалась или уменьшалась.

А поскольку данные об уставных капиталах, количестве акций и их текущей рыночной цене (рыночная цена акции на бирже в каждый конкретный день называется котировкой) практически открыты, то выяснить сколько стоят наши промышленные монстры труда не составляет. Берите калькулятор. Считаем.

«Уралкалий». Два миллиарда акций. Номинал каждой – полрубля (пятьдесят копеек). Но компания хорошо развивается, и нынче за одну её акцию на бирже дают уже полдоллара (14, 5 рубля). То есть сегодня «Уралкалий» стоит один миллиард долларов (миллиард равен тысяче миллионов).

«Ависма». При создании акционерного общества у комбината был миллион обыкновенных акций и триста тысяч привилегированных. Ценой по двадцать копеек за штуку. Вы не ошибаетесь, в те годы огромный завод стоил около трёхсот тысяч рублей. Сейчас обыкновенная акция «Ависмы» покупается за 5000 рублей, привилегированная за 2500. То есть сегодня «Ависма» сама по себе (без Верхней Салды) обошлась бы покупателю в шесть с половиной миллиардов рублей или двести миллионов долларов. За год подорожал на четверть, но всё равно стоит пять раз дешевле «Уралкалия».

«Азот». В стародавние времена «Азот» был ценнее «Ависмы». Четыреста тысяч акций по одному рублю. Сейчас акция «Азота» на бирже стоит две тысячи рублей, а всё предприятие целиком – восемьсот миллионов. В долларах – двадцать шесть миллионов.

«Березниковский содовый завод». Его акции на российской бирже не покупаются. Поэтому определить его реальную текущую стоимость затруднительно. Если исходить из номинальной стоимости акции в 200 рублей, то полмиллиона акций завода стоят сто миллионов рублей (три с небольшим миллиона долларов).

«Бератон». На момент приватизации (сентябрь 1993 года) уставной капитал предприятия был разделён почти на миллион акций, стоимостью в 125 рублей каждая. Итого цена завода составляла 125 миллионов неденоминированных рублей. Акции «Бератона» не входят в число продаваемых на бирже, поэтому о его нынешней цене можно судить косвенно. Если исходить из рублёвой инфляции С 1993 по 2005 годы цены поднялись в среднем в 2000 раз) и последующей деноминации (когда от денег «отняли три нуля») , то сейчас «Бератон» может стоить 250 миллионов рублей (около восьми с половиной миллионов долларов). Однако с такой ценой предприятие числилось бы в рейтинге 300 крупнейших в России (туда попадают те фирмы, что стоят свыше 5,5 млн. долларов). А его в этом рейтинге нет.

Второй вариант. Курс доллара в сентябре 1993 года составлял 1200 рублей. Значит в зелёных американских деньгах предприятие «тянуло» на 100 тысяч долларов. Разница в двух цифрах колоссальная; среднее между ними – 4 миллиона долларов.

И другие. В той или иной степени на территории города работают такие гиганты бизнеса, как «Лукойл», «Пермэнерго», «Уралсвязьинформ». Но «откусывать» часть их стоимости в березниковский «пирог» мы не станем. Хотя откусить есть от чего.

Итого. Пятёрку березниковских китов можно купить примерно за полтора миллиарда долларов. Но кто же их продаст... Кстати, полтора миллиарда баксов - не столь уж большие деньги по меркам настоящих российских олигархов.

ТРАВА У ДОМА
Жаль, что Березники – не акционерное общество. У нашего города не то, что текущую рыночную цену, а даже уставной капитал определить проблематично. Потому как всё общее (в смысле в муниципальной, то есть нашей с вами собственности) и ничьё одновременно. Каждое управление администрации оперирует цифрами в пределах своей компетенции, причём объёмы финансовых документов исчисляются килограммами.

Но можно попытаться прицениться к самому городу «на вскидку».

Земля. Площадь городской черты – 52 тысячи гектаров (1 гектар – 10 тысяч квадратных метров). Это чуть больше, чем тысяча городских парков. Причём под жилой зоной (селитебной) расположено всего 2, 3 тысячи гектаров. Это важно знать. Поскольку земля в городе и за его пределами стоит по разному. К примеру под сады огороды квадратный метр почвы можно выкупить у муниципалитета за 3-10 рублей, а вот тот же метр в квадрате города обойдётся от 18 до 370 рубликов. Для расчёта возьмём среднее значение – 150 рублей за кв. метр.

Тогда земля внутри города оценится в три с половиной миллиарда рублей, за городом, но в переделах городских границ – ещё плюс пять миллиардов. В сумме – 8,5 млрд. рублей или 290 млн. долларов.

Однако, по этой земле текут речки и плещутся озёра. На ней растёт лес, в котором живут всякие животные и грибы с ягодами. Это всё тоже немалого стоит. Если, тьфу-тьфу, не случится какой лесной пожар. Такие ненадёжные ценности учитывать не станем. Как и богатые полезными ископаемыми недра под городом. Потому как на такую глубину местная власть уже не распространяется ( в смысле недра принадлежат не городу, а всей стране в лице федерального центра).

Жильё. На данный момент в Березниках 3,3 миллиона квадратных метров жилья. Если принять среднюю цену в десять тысяч рублей за квадратный метр, то наши домишки потянут аж на тридцать три миллиарда рублей. Чуть больше миллиарда долларов. Да, все дома стоят столько же, сколько один «Уралкалий».

Соцкультбыт и коммуникации. Честно-честно, они тоже стоят денег. И немалых. Городскому бюджету. Потому как на учебные заведения (школы, училища), спортивные сооружения, культуру, здравоохранение, коммунальные сети деньги исключительно тратятся. Без надежды на прибыль. Кто ж это всё купит. Хотя продать придётся. Потому как с 2006 года, когда вступит в силу закон «Об основах местного самоуправления» у муниципалитета в собственности должны остаться только дороги, свалки и кладбища. Ах, да...

Справка «Городской газеты». По данным генерального плана города в Березниках насчитывается 344 километра водопроводных труб, 265 км – канализации, 89 км – автодорог, 16 гектаров кладбища. Протяжённость троллейбусных маршрутов – 54 км, автобусных – 275 км. Площадь домов спорта – 18 тыс кв. метров. Могут обучаться: в школах – 25 тысяч детей; в дошкольных учреждениях 8,6 тысяч; в училищах и техникумах 6, 5 тысяч; в вузах – более 4 тысяч человек. Клубы, дворцы культуры и творчества, различный учреждения дополнительного образования запросто вместят 3 тысячи детишек. Количество коек в больницах чуть больше 2 тысяч.

Торговля. Площадь торговых точек составляет почти 40 тысяч квадратных метров. Что, без учёта стоимости товаров, можно оценить в полмиллиарда рублей (около 20 миллионов долларов.

МЫШИНО-ГОРНЫЕ РОДЫ
Итак, по самым скромным подсчётам, Березники сами по себе стоят не меньше четырёх миллиардов долларов, а с предприятиями – почти семь миллиардов. Михаил Ходорковский, пока не сел на нары мог позволить приобрести себе два полных комплекта Березников. На карманные расходы.
При всём этом доход это богатство приносит мизерный. В бюджет за год поступает порядка полутора миллиардов. Но – в рублях. То есть – одна трёхтысячная от стоимости городского имущества. На любом частном предприятии главного менеджера за такие показатели давно бы «попросили с работы». Но вот здесь ещё раз можно уточнить: у завода и города слишком много различий. Они даже законам разным подчиняются.

Кстати, если вам не лень, можете посчитать, сколько мог бы заработать каждый из 183 тысяч березниковцев от продажи родного города. Если лень, сообщу сразу – двадцать две тысячи долларов. Каждый! И это без учёта уже проданных предприятий.
Господа, да мы с вами – богачи. Шутка, конечно. А жаль.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс