На весь город

В данной рубрике публикуются свободные мнения наших читателей без редакционных комментариев. Тексты подвергаются минимальной литературной правке. Мнения читателей могут совпадать с мнением читателей. Заинтересованным лицам предоставляется право на ответ.

ПРАЗДНИК ДЕТСТВА
День 1 июня выдался солнечным, ярким и тёплым. В речевой школе-интернате также было светло, празднично от улыбок детей и взрослых, от красочных детских рисунков. В этот день коллектив школы отмечал День защиты детей. В программу праздника вошли: тематические уроки, воспитательские часы, родительские собрания, конкурсы, игровая программа «Марафон безопасности» на школьном стадионе. Музыкально-эстетическая студия при школе подготовила концертную программу «Маленькая страна». Дети пели, танцевали, слушали музыкальные произведения в исполнении учащихся студии. Это был настоящий праздник детства для взрослых и детей. С каким удовольствием после праздника дети получили подарки от работников школьной столовой: пышные сладкие пироги, фрукты, конфеты! Приятно было видеть довольные детские лица, их горящие глаза. Пусть всегда светит для них солнце!
К. К. Чазова, социальный педагог

ВЕРНИТЕ ЛЬГОТЫ МОЛОДЫМ
Пишу не от хорошей жизни. Ветеранов и пенсионеров притеснили, но этого нашему правительству показалось мало. Вы поглядите, куда мы катимся?! Я пошла в декретный отпуск, находясь в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Вышла, как говориться, из декрета в декрет, и получила декретных 2760 рублей. Это по указу президента РФ от 8 декабря 2003 года «О начислении выплат по больничным листам». Но на эти деньги даже кроватку малышу не купить. Видимо, наш президент считает, что маленькие дети ни в чём не нуждаются. А у меня их трое: 6 лет, 1 год 8 месяцев и 4 месяца.

Теперь мы, многодетные мамы, лишились 30-процентной скидки по оплате жилья, 50-процентной скидки по оплате детского сада. О замене натуральных льгот денежной компенсацией нам и думать не позволительно. Но когда решили родить третьего ребенка, рассчитывали на эту помощь государства. Теперь для этого необходимо доказать статус «малоимущих». Радует, что этот статус мы не заслужили.
Заплатив коммунальные платежи, за свет, телефон, газ, детский садик (а посещают его двое детей – 1500 рублей), отложив на институт (1750 рублей каждый месяц), купив смесь для малыша (к сожалению, молока у меня нет) – и остаётся на питание, бытовые нужды 4000 рублей. Выходит по 1000 рублей на человека (малыша я не считаю). А ведь необходима и обувь и одежда, дети растут очень быстро.

Вы не видите глаза детей, когда подыскиваешь слова, объясняя, почему не можем покататься на аттракционах, купить виноград, нарядное платье и понравившуюся игрушку. Мы теперь вообще магазины игрушек стороной обходим.
Как нелепо читать письма читателей, которые делятся советами: экономьте электроэнергию – кипятите воду один раз в день и сливайте в термос; собирайте кусочки от использованного мыла, кипятите и делайте мыло сами и т.п. И печатают эти письма с призывом следовать этим «полезным советам».
Уважаемые депутаты Городской Думы! Сделайте же что-нибудь! Ведь я больше, чем уверена, вы не копите старые кусочки мыла, а просто идёте в магазин и покупаете новое.
Я уверена, что многие многодетные родители меня поддержат: «Верните нам льготы!»
Молодая мама с тремя детьми

ЖИЗНЬ В ОККУПАЦИИ
Из воспоминаний мамы в год 17-летия её внука.
Жили мы вдоль шоссе Варшава – Москва, в 300 километрах от Москвы. В сентябре 1941 года наши войска отступали ночью. Населению советовали в лес не уходить. Немцы расстреливали застигнутых в лесу, как партизан.
Они нагрянули утром. Шли через речку широкой полосой в зелёных шинелях, похожие на саранчу. Были голодные. Отнимали всё съедобное. В первый день разорили всех пчёл, поубивали кур, гусей, поросят, овец. Безобразничали около недели. Потом ввели свой порядок.

...В августе 1943 года немцы отступали, угоняли скот. Потом стали угоняли людей. Некоторые семьи уезжали тайком в лес. Восемь семей с малолетними детьми укрылись в глухом лесу. Дети просили пить. Скот тоже хотел пить. И вот вечером одна женщина с коромыслами пошла за водой. Уже с водой пошла обратно. А немца, её выследившего, не заметила. Всех пригнали в деревню и погнали на запад, в Германию.
Наша семья свой скарб везла на одном возу с другой семьей. Иногда везли детей. Меньшего Семёна несли постоянно на руках. На стоянках Семёна привязывали за ногу к телеге. Он ходил не дальше одного метра от телеги, падал, молча поднимался и обследовал мир в другом направлении.
Людей гнали к Рославлю. Оттуда поездами собирались увозить на чужбину. Транспорта не хватало. Организовали лагерь под открытым небом за колючей проволокой.
Концентрационный лагерь №130 на западной окраине города Рославля вдоль Варшавского шоссе. Донимали дожди, холод, комары. Одиноким и малосемейным ночью удавалось сбежать. С детьми уйти было невозможно. Коровам, чтоб не ревели, завязывали рот.

22 сентября 1943 г. при рытье окопов забрали 16-летнего Сашу. У него был гнойник в горле, высоко температурил. Не было сил нести. Немцы заметили ослабевшего. Повели расстреливать. Тогда Саша спросил по-немецки, за что его хотят расстрелять. Вопрос немцев на их родном языке удивил: «Ты знаешь немецкий, где учил...». Узнали, что учил в школе. Тогда вытащили из кювета, поставили в середину строя. Муки продолжались, пока гнойник в горле не прорвался.
...В нашей деревне из 32 дворов остались самые худые.

Надо было жить. Построили со временем дом. Мама на себе из леса волоком носила 6-метровые бревна. Помощников не было. Половину избы занимала печь, которая постоянно дымила, топили сырыми дровами. Как жили? В огороде нашли неразрушенные два гурта картофеля, укрытых от холодов соломой и землёй. В полях стояли не сжатыми ячмень, пшеница, овес. Мама со всеми ходила жать, в поле молотили, приносили домой, сколько, кто мог. Мы и здесь маме не могли быть помощниками.
А голод начинался с 1946 г. Хотя налоги были снижены в семьях, где дети были до 9 лет. А на молоко налог был снижен наполовину.
... А 25 сентября 1945 г. ночью из плена вернулся старший Саша. На следующий день мама сказала бригадиру, что не пойдёт на работу. Будет баню топить, сын вернулся. Мама умерла в 1988 г. Саша умер в 1999 г.
Л. Артёмова

Адрес для писем:
618 400, Гавпочтамт, ая 48.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс