Паутина

1. Тонкая нить, волосок или сеть их, сплетённая из отвердевшего клейкого сока пауков и служащих паукам для ловли добычи.
2. О чём-нибудь, всецело подчиняющем себе, своему влиянию, власти.

(Большой толковый словарь русского языка
под редакцией Д.Н. Ушакова)

Является ли т.н. «сетевой» маркетинг бизнесом? Однозначных мнений на этот счёт нет.
В нашей стране сейчас реально работают по этой системе более 100 компаний. Участников «сетевого маркетинга» (по разным оценкам) насчитывается от пяти до десяти миллионов человек. Для многих людей он стал основной профессией и единственным источником заработка.

«Сетевой маркетинг появился в России в середине девяностых. В Березниках первая «сетевая» компания появилась в 1998-м. Сейчас в городе насчитывается более десятка «сетевых» компаний по продаже косметической продукции.
Нельзя сказать, что подобная «сеть» существует исключительно в качестве продажи косметики – в крупных городах большое число «сетевых» компаний продают лекарственные препараты и прочую... косметику (вплоть до детских книжек).
Однако в городах типа Березников развитие «сети», сиречь «паутины», начинается именно с косметики. Почему?

ЗАМАНИМ ЖЕНЩИН?
По словам активных участников «сетевого маркетинга», в первую очередь туда идут именно женщины. Изначально это интерес не столько к способу заработка, сколько к способу сделать себя более привлекательной с помощью косметики. Другие просто падки на различные красивые баночки-скляночки, нарисованные на страницах каталогов той или иной компании.
Впрочем, принцип продажи по «сети» на том и основан, что всё идёт через вовлечение знакомых, родственников, коллег.

ЗАМАНИМ ЗНАКОМЫХ?
История «сетевого маркетинга связана с именем Карла Ренборга (1887-1973). Он разработал пищевые добавки, основой которых избрал люцерну. Созданные на этой основе препараты предложил своим знакомым для испытания. Никто не согласился. Поняв, что бесплатное не ценится, Карл стал брать за них деньги. После чего и посыпались заявки на его изобретение.
Удовлетворить запросы всех Ренборг просто не успевал, поэтому родилась идея: предложить друзьям давать информацию о добавках их (друзей) знакомым. Если знакомые купят – обещал выплатить комиссионные. Платить стал и тем, кто продолжил продвигать его товар, используя личные связи. В 1934 году Ренборг основал собственную компанию с оборотом в семь миллионов долларов, не вложив ни одного доллара в рекламу. Начался бум «сетевого маркетинга».

ПИРАМИДА?
Принцип «сетевой продажи» не изменилась. Схема работает по сей день. Исключением стали первые годы зарождения подобного маркетинга в России. Когда «сетевики» вламывались (едва ли не в прямом смысле) в различные учреждения. До сих пор можно встретить объявления, вывешенные на дверях: «Сетевикам вход воспрещён».
Сами консультанты подобных компаний признают свою структуру «пирамидой». Не финансовой – человеческой, то есть во главе с крупным лидером-производителем. Что-то наподобие большого муравейника во главе с маткой и множеством ползучих «сетевиков».

МУРАВЕЙНИК?
Число людей, принимающих участие в «сетевом маркетинге», постоянно увеличивается. Даже не смотря на то, что многие уходят из «бизнеса».
Одной из причин вступления в ряды «сетевиков» является желание работать не на кого-то, а на себя. Напомним: косметическая продукция является первым шагом для вовлечения потенциальных «сетевиков» по территории (хотя фирмы - теоретически – разные).
Следующим шагом в развитии «сетевого маркетинга» в определённом городе становится появление более крупных компаний.
Ad infinitum. То есть: «до бесконечности».

ПСИХИЧЕСКАЯ неЗАВИСИМОСТЬ?
Упор делается на людей в возрасте от двадцати до сорока лет. Перед тем, как принять человека в компанию, с ним проводят три тура собеседования. Неформально, конечно. По результатам таких собеседований «лидеры» бизнеса определяют, будет ли этот «сетевик» в дальнейшим одной из «акул» или остановится на мелком приобретении товара. Сейчас, по оценкам наших экспертов, в «сетевом» бизнесе остаются 90 процентов «новичков».
Большинство из них обучаются умению убеждения людей в чём-либо (собственно говоря: приобрести тот или иной товар. )
Давление на психику?
«Нет, это не влияет на психику. Это грамотный продавец-консультант. Он даже не навязывает свой продукт. Просто предлагает выбор из огромного количества продукции и помогает сделать правильное решение», - считает «специалист-консультант» трёх березниковских филиалов «сетевых компаний», торгующих косметикой.

ПОЛИТИКА
Принципы сетевого маркетинга активно используют политтехнологи.
Скажем, созданная французом Фабрисом в 1996 году в России компания «Визьен» через три года насчитывала более пятисот тысяч человек. И если бы сегодня данный француз решил баллотироваться в депутаты, то только десять процентов его наиболее активных сотрудников привели бы к избирательным урнам миллионы избирателей.
Вспомните: от квартиры к квартире, от двери к двери, пошёл голосовать сам – позови соседа... Пресловутый «администратиынй ресурс» здесь и рядом не валялся.
Авторы: Ирина Каримова,
Андрей Лучников

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс