Дышите глубже

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ

В Березниках пока некому оперативно следить
за экологической ситуацией.
За последние десять лет, самый чистый воздух в Березниках экологи регистрировали в 1998 году. Всё остальное время качество городской атмосферы колебалась между «повышенным уровнем загрязнения» и «высоким уровнем загрязнения». Есть вероятность, что на самом деле этот уровень «выше высокого».
Воздух в цифрах
Воздух, эту эфемерную субстанцию, экологи меряют в цифрах. Они ведь люди практичные, иногда судятся с теми, кто сильно много дымит, льёт и раскидывает. Поэтому для экологов понятия «хорошо - плохо», «много - мало» не подходят. Им цифры нужны.

Так вот, для описания качества воздуха есть несколько пороговых цифр. Индексов. Воздух до «5» – просто замечательный. Низкий уровень загрязнения. Повышенный уровень – от «5» до «7», свыше «7» – высокий, выше «14» – очень высокий.

Для сравнения. Загрязнение воздуха в Березниках.
1990 год (ау, пятнадцатилетние!) – 30,15
1998 год – 5,03
2003 год – 6,31
2004 год – 7,4
(Статистических данных, которые бы отражали уровень и причины смертности в зависимости от состояния экологии в год рождения человека не существует. А жаль, наверное, увлекательная получилась бы картина).

Для справки. В Березниках здоровье населения на 92 процента зависит от воздуха. Доля питьевой воды – 4,7 процента; пищи – 3 процента, почвы – 0,3 процента.

Данные взяты из научно-исследовательской работы специалистов областного Центра санэпиднадзора. Пять лет назад они изучали влияние «березниковской химии», той, что содержится в воде, воздухе и почве, на здоровье горожан. Отдельно обследовали детей. Пришли к выводу, что в первый год жизни каждый младенец болеет 3 раза, из них 2 раза приходятся на заболевания органов дыхания.
По информации, имеющейся в распоряжении «Городской газеты», с тех пор аналогичных обследований в Березниках не проводилось.

С 2001 года природоохранные службы находятся в состоянии непрерывного реформирования. Не до исследований

Цель и средства
По оценке наших источников, расцвет экологической службы в Березниках пришёлся на конец 90-х годов. Как выразился один них: «мы не стеснялись пользоваться общественным мнением».

Напомню, тогда в Березниках активно работала экологическая служба под названием СТУЭК. Помнится, работала очень жёстко. Суды с предприятиями шли нескончаемым потоком. По мнению бывших работников СТУЭКа, высказанных в частных беседах, именно они, экологи, заставили промышленные предприятия строить газоочистные сооружения, разрабатывать планы мероприятий при неблагоприятных метеоусловиях, оперативно ловили на нарушениях технологических режимов.

А главное, в ту пору у березниковских экологов были деньги. Свои. Экологические. Деньги настолько большие, что позволялось тратить ежегодно тысяч по 400 только на так называемое «экологическое образование» березниковских школьников. (Проект полигона бытовых отходов уже существовал. Но строительство не велось. У города лишних миллионов не водилось, а экологи своим бюджетом делиться не хотели).

Своим был не только бюджет. Но и роскошное двухэтажное здание, парк автомашин, лаборатория, ремонтная бригада и т.д. и т.п. Впрочем, финансовая сторона деятельности СТУЭКа – отдельная тема.

Сейчас муниципальные экологи «усохли» – да, простят они такое вольное слово – перешли в штат Управления городского хозяйства. Вместе со штатом сократились и полномочия. Точнее – наоборот. Сначала поменялись природоохранные законы. В результате березниковские экологи не могут в любое время и без предупреждения нагрянуть с проверкой на предприятия любой формы собственности и любого уровня подчинения.

Экологического фонда больше нет. Хотя местная власть, если пожелает, может выделить в городском бюджете средства только на охрану природы. Считается, что невыгодно. Такие «целевые» деньги использовать на те же школы, больницы или милицейское патрулирование улиц будет нельзя.

А что же воздух?
В Березниках есть федеральная служба – Лаборатория мониторинга атмосферного воздуха. Их задача анализировать. Несколько раз в день в определённых местах (называются «стационарные посты») брать пробы воздуха и определять, сколько в нём вредных примесей.

Но проблема в том, что обнаружить можно только то вредное вещество, которое и требуется найти. Допустим, нас интересует угарный газ или сероводород. Понадобятся две пробы, два анализа, с двумя различными реагентами. А если в данных пробах содержание, к примеру, фенола, в несколько раз превышает норму, то на результате анализа это не отразится. Фенол выявлен не будет. Методика.

Цифры, приведённые в начале этой статьи, основаны только на данных по пяти вредным примесям. Если их количество увеличить, например, до девяти, то результат получится ещё хуже.

1998 год – индекс загрязнения атмосферы 5,98
2003 год – 7,22
2004 год – 9,18

Ясно, что количество вредных примесей в атмосфере города в несколько сот раз больше. К тому же открытым остаётся вопрос, как эти примеси реагируют между собой, что получается, если идёт дождь, снег и т.д.
Методика.

Чистое дыхание
По данным отдела по охране окружающей среды городской администрации, в прошлом году в атмосферу было выброшено почти 21 тысяча тонн вредных веществ. Третья часть этой грязи приходится на транспорт.

С этого года в составе березниковского воздуха обязательно определяется бензоперен. Таким образом отслеживается транспортная составляющая. В Лаборатории мониторинга воздуха говорят, что «у нас очень нехорошие цифры по бензоперену».

Сейчас в Березниках проходит операция «Чистый воздух». Необходимые распоряжения выданы губернатором Чиркуновым и мэром Папковым. Смысл «Чистого воздуха» – ловить автовладельцев с не отрегулированным двигателем. Угарный газ в выхлопах должен быть в норме. Опять же – методика.

По мнению природоохранного прокурора Александра Котельникова, «Чистый воздух» в значительной степени – формальная процедура, которая не может существенно решить проблему: «Может количество выбросов и уменьшится, но загрязнение воздуха не снизится. Пик загрязнения приходится на летний период, растёт число дней с неблагоприятными метеоусловиями, что способствует накоплению промышленных выбросов, их концентрации в приземных слоях. Скорее всего, здесь нужны общегородские мероприятия. Например, местная власть вправе изменить схемы движения автотранспорта. Ограничить его движение по городу».

Дышите глубже, суда не будет
В отличие от воды и почвы, загрязнения атмосферы проходят бесследно. Подул ветер, и ядовитое облако пролетело мимо стационарного пункта, и не попало экологам на анализ.

А нет анализа, то и претензии предъявлять некому. Да и не за что. А то, что пахнет дурно, так может быть у вас нос заложен или аллергия какая?

За последние десять лет, сообщил Александр Котельников, контролирующие органы не смогли установить причины и источники загрязнения атмосферного воздуха в черте города. В качестве примера можно вспомнить февраль текущего года, когда в течение нескольких дней жители Чкалово, района железнодорожного вокзала и Первого рудоуправления жаловались на неприятный запах. Установить, кто и чем испортил воздух, экологи та и не смогли.

Что делать?
В значительной степени решить проблему могла бы служба оперативного контроля. Этакая мобильная бригада экологов с очень широкими полномочиями. Но из-за правовых нестыковок и непрекращающихся природоохранных реформ, организация оперативного контроля в Березниках постоянно откладывается.

Сегодня последний срок. Во всяком случае, так сообщили «Городской газете» в городском Отделе по охране природы: «На контроле у мэра. Срок – до 30 июня».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс