Соседская община. Не по Пушкину

Полина Степановна воюет с соседом за полметра земли на «ничейной полосе». Война длится уже лет семь; Полина Степановна неутомимо пишет во все инстанции, включая газеты, в милицию, в прокуратуру, в городскую администрацию, жалуясь на бездействие председателя коллективного товарищества садоводов. Суть: «А зачем он (сосед) выстроил гараж так близко к моим грядкам и ставит машину у меня почти под окнами?» Конца войне не видно, страсти кипят; от словесных перепалок с угрозами физической расправы до партизанских действий типа посыпания солью грядок соседа и пропарывания шин гвоздём. Из ближних соседей составляются коалиции; пьются лекарства и составляются планы страшной мести. Вся улица включается, и, если куда-то затерялась прошлогодняя банка с краской, сразу понятно, кто стырил.

А на другой улице соседи соревнуются в щедрости, ходят друг к другу с пирогами, помогают, чем могут. «Семёновна, я тебе в теплице окна-то открыла, а то тебя нет, а солнце сегодня жарит!», «Тебе ничего из города привезти не надо?», «Глянь, какие у меня огурцы наросли! И яиц тебе свеженьких принесла, свои ведь, угощайся»...

Что найдут археологи на месте Березников через две тысячи лет? Залежи полиэтиленовых пакетов и стеклянных осколков от пивных бутылок среди бетонных обломков? Но точно известно, чего они не найдут – той атмосферы, в которой все мы жили, нынешних надежд, и страхов, и мечтаний. Уровня счастья и несчастья. Культуры отношений между людьми. А ведь это, может быть, важнейший показатель уровня развития общества, да и человечества в целом.

В этом смысле соседские отношения в так называемых коллективных садах (на самом деле огородах) – почти чистый эксперимент, поле для пытливого исследователя культуры. Той, что внутри человека, а не вне. Потому что здесь человек как бы вынут из внешней цивилизации (там зачастую нет даже света и воды, и мощь государственной машины тоже сходит на нет – вспомнить хотя бы повсеместные кражи цветного металла в садах, с которыми ничего не могут сделать «вся королевская конница, вся королевская рать»). Несколько километров от города – и люди остаются лицом к лицу друг с другом и с природой.

Первобытнообщинный строй в начале третьего тысячелетия; копание съедобных кореньев, сбор ягод и грибов в лесах, начало животноводства; родо-племенные отношения (семейные кланы с клочками земли, набеги враждебных племён воров). Выборы вождя. То бишь, председателя сада. Зависть и ревность, щедрость и хвастовство, взаимопомощь и вражда.

Всё, как тысячи лет назад.
А Александр Сергеевич Пушкин, настрадавшийся гений, писал, что «через двести лет русский человек явится во всём своём развитии». Завидовал потомкам.
Наивный.
Автор: Галина Гусева

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс