Культурный курьер
БУРЛАКИ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ
На выставку картин Ильи Репина не попасть, желающие выстаивают километровые и многочасовые очереди. Выставка, правда, не у нас. В Германии.
Кто бы мог подумать, что на несчастных «Бурлаков» можно смотреть не только как на доказательство жестокой эксплуатации народа в царской России? Сразу ясно, что немецких граждан в пору их ученичества не заставляли сравнивать репинское творение с поэмой Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», и в каждом движении кисти разглядывать политические взгляды автора. Иначе бы немцев калачом на выставку было не заманить. Идеология, она ведь, прочно въедается, и вкус отбивает напрочь.
Хотя, может быть, «Бурлаков» на той выставке и не было. Но дело не в этом.
По телеканалу «Культура» показали «Линию жизни» с директором Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ириной Антоновой. Её, оказывается, называют «самой элегантной железной леди». Наш ответ англичанам?
На вопрос о том, как развивается современное изобразительное искусство, Ирина Александровна, ответила, что во всём мире зритель рвётся смотреть на реалистическое искусство. Без всяких «измов» и «сюров». Человеческое лицо должно выглядеть лицом, а не набором кубиков от детского конструктора. Именно поэтому немцы платят за русского Репина. А вот современные художники, сказала далее директор музея, на эту потребность зрителя пока не отзываются. И продолжают выдавать метафоры, ассоциации, инсталляции и т.д.
В березниковской картинной галерее заканчивает работу выставка супругов Петра и Людмилы Клименко «Миры и образы художников Клименко». Насколько можно убедиться, прочитав небольшую аннотацию, при входе в зал, экспозиция является собственностью березниковского музея и передана в дар авторами. Сами они живут в Челябинской области.
Пожалуй, самое главное на выставке – рыбы. Керамические, с толстыми губами, огромными раскрытыми глазами. Вместо чешуи – наросты, словно шкура динозавра. Эти глаза, губы, наросты-чешуи почти в каждой графической работе Петра Клименко. Да ещё в скрупулёзных подробностях. Его любимый мотив называется «двор, домик, животные». С различными вариациями (разные домики, животные, дворики) таких работ несколько. Если, допустим, есть собака, то она расплющена как на детских рисунках, когда всех четыре лапы и один хвост смотрят в разные стороны. А домики – такие пряничные, в мелких чешуйках, как те самые керамические рыбы.
Похоже на иллюстрации к сказкам Чуковского.
Людмила Клименко тоже рисует дворы и животных. Например, курочек (не закрашенные карандашом пятна).
Очень хотелось потрогать т.н. «бумажное литьё» (ещё одно из направлений творчества супругов). Но девушка-смотритель смущала, несмотря на то, что читала книгу.
А в соседнем зале – буйство реализма. Работы местных художников середины – конца прошлого века.
«Приглашение к чаепитию» Владимира Червякова (1995 год). Круглый стол, покрытый скатертью. На нём самовар, ветка вербы в бутылке зелёного стекла, чайник и чашка с блюдцем в голубой цветочек. На переднем плане – деревянный стул, с гнутой спинкой и круглым сидением. Сядешь на такой, лопатками ощутишь твёрдую опору, которая не позволит ссутулиться.
В простенке соседствуют две картины. На одной розово-белый дом, спрятанный за осенней листвой. Дом на пригорке. К его дверям ведёт длинная деревянная лестница с перилами. Подъём такой утомительный, что одним махом не преодолеть. Человек под раскрытым зонтом прислонился от усталости к перилам, передохнуть. Называется «Осенний мотив».
На другой картине, «Зеркало», излюбленный сюжет художниц – женщина, которая пытается разглядеть свою сущность. И подсвечники со свечами, и шкатулка с бусами, и рама зеркала – всё какое-то не столичное, а своё, местное. От бабушки досталось.
Автор: «В.В. Константинова-Евлентьева (г.Курган)». Так написано на табличке. Кто такая? Почему не знаю?
Смотритель тоже не знала. Так на все вопросы и отвечала: «Не знаю». Что ж так? Продавец и тот в курсе, каким товаром и какого производителя торгует. Картины показать – тот же товар продать.
Перед входом в музей висит шикарная растяжка: «Мы покупаем старые окна». И ниже ма-а-ленькими буковками приписано «в обмен на новые». Так бы и говорили: «Продаём новые окна. Придумали новый рекламный ход».
А то как-то нереально получается.
Автор: Алёна Козырева
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Археография
-
10 и 11 апреля в Березниках пройдёт первый Фестиваль рекламы
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин