Такси как первая стадия империализма
Автор: Юрий Корчагин
Почти по Ленину
Березниковские таксисты (точнее: владельцы «такси-контор») договорились о ценах. В чём один из них публично признался через местное TV. Итак, услуга такси не будет стоить меньше 50 рублей за поездку. В «договорных» фирмах. Ещё две «такси-конторы» - по словам того же TV-персонажа – к «договору» пока не присоединились.
Один из владельцев «такси-фирм»: «Если официально, то бизнес такси на грани убыточности. Цены на поездки не поднимались несколько лет. Более того, ряд контор снизили расценки до 30-40 рублей, чтобы раскрутить своё название и номера телефонов. Чьи номера запомнит больше народа, те диспетчерские и будут получать больше заказов, денег, к ним придёт больше водителей. В ущерб другим конторам. А учитывая цены на топливо, масла, запчасти, возить меньше чем за «полтинник» - невыгодно».
Напомним, что ещё пять-десять лет назад такси в нашем любимом городе было невозможно не то чтобы поймать, но и даже вызвать по телефону. Официально таксопарк принадлежал муниципальному (или тогда ещё – государственному?) ПАТП. Такси работали (офоциально) до 23 часов. В соответствии с Трудовым Кодексом. Сейчас – вызывай на любой телефон.
Первоначальное накопление такси
Фирмы, оказывающие услуги такси, появились в Березниках четыре года назад. По сути, это были просто диспетчерские службы, распределявшие заказы между водителями-частниками.
Как правило, таксист работает на собственном автомобиле, самостоятельно оплачивает бензин, запчасти и всякую прочую дребедень, понятную только автомобилистам. Он отдаёт заранее оговоренную сумму в «диспетчерскую», остальное – его доход(и расход).
Сейчас наблюдатели полагают, что таких «диспетчеров» в городе не менее полусотни. Впрочем, не факт, что диспетчера относятся к разным такси-конторам. Развитие бизнеса, понимаете ли, предполагает увеличение числа телефонных номеров, по которыми с ним (бизнесом) можно связаться...
Во всяком случае, по разным оценкам, в Березниках в настоящее время таксуют от 300 до 1000 автомобилистов. «Частники» (т.е. не причастные постоянно к таксо-бизнесу) сейчас не имеют обычной прибыли, однако порой тоже перехватывают клиентов.
Один из владельцев «такси-фирм»: «Короче, по законам бизнеса, часть фирм (которые возят за 50 рублей без всяких льгот) закрылись бы, а оставшиеся взвинтили бы цены с 30 рублей до 60-70».
Накопились. А вот теперь - договорились.
Игра в «Монопольку»?
Итак, напомним, что местные таксисты – за исключением «двух телефонов» (так в тексте выступления по TV) – договорились о единой цене проезда.
Подобное соглашение называется «картель».
Словарь экономических терминов: «Картель — форма объединения, основывающегося на соглашении о регулировании вопросов производства и сбыта товаров, найма рабочей силы и др. Предприятия, входящие в картель, сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность, чем отличаются от синдикатов и трестов».
В.Ленин («Империализм как высшая стадия капитализма»): «И вот картельное движение вступило в свою вторую эпоху. Вместо преходящего явления картели становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Они завоевывают одну область промышленности за другой и в первую голову обработку сырых материалов».
Словом, это – монополия.
Или вызов?
Словарь русского языка под ред. Ожегова: «Картель – формальный вызов на дуэль».
Как уже было сказано, две (или три) такси-конторы отказались от соглашения о регулировании цен.
Один из местных предпринимателей: «Да, действительно березниковские такси заключили между собой негласный монопольный договор. Фактически монополизировали рынок. Монополистом у нас по закону является тот, кто занимает главенствующую или определенную нишу в какой-либо из сфер бизнеса и занимает в нем (бизнесе) более пяти процентов. Так и у нас фирмы перевозчики. Они ведь объединились почти все, занимают более пяти процентов от общего числа перевозок: значит кто они? Монополисты».
Один из владельцев «такси-фирм»: «Говорили мне тут одни люди (правда или нет, не знаю,): у тех, кто должен был бы закрыться, оказалась хорошая «крыша». Которая и смогла убедить всех остальных. Мол, ребята, давайте жить дружно, друг другу не вредить, «бабок» хватит на всех, если регулировать цены вместе».
«Крыша», говорят...
Вмешаться не вправе
Муниципалитет повлиять на ситуацию не вправе. Вообще. Это частный бизнес. Так говорят все чиновники и – проверено – соответствует законодательству.
Вмешаются, если заявят
Один из руководителей антимонопольной службы по Пермской области: «Для доказательства сговора наличие письменного документа не является обязательным. Для начала нужно написать заявление в наше Управление. На основании заявления мы сможем начать своё расследование. Если действительно обнаружатся признаки сговора, препятствующего конкуренции, то будут приняты соответствующие меры».
О пользе монополии
Один из местных предпринимателей: «Рано или поздно мы придём к монополизации. Она предполагает много выгоды. А самое главное – принесёт лучшее качество, больше возможностей для развития. Мелкий или средний бизнес не может инвестировать какой-нибудь долгосрочный проект, направленный на развитие или улучшение чего-либо. А монополист может.
Муниципальные автоперевозчики при наличии большого автопарка и довольно хорошей обслуживающей базы, инфраструктуры, просто, на мой взгляд, не захотели, а может, не смогли использовать её надлежащим способом. Вместо этого они ходили и клянчили деньги у администрации – теряли время. А частники – это же их бизнес, попытались сделать всё для того, чтобы быть успешными. Лидерами, если хотите».
Картель на доверии
– А с недовольными договором случайно не знаешь как поступали? Уж не по башке ли, в мешок и в болото?
Один из владельцев «такси-фирм»: «Ничего подобного. Просто переманивали водителей в согласные фирмы. Большим заработком»
- Какие конкретно пункты прописаны в этом договоре?
- «Не знаю, я ничего не подписывал. Всё на устных договорённостях. Может, этой бумаги и в природе не существует. А если и есть, то я свою подпись там всё равно не поставлю, хотя условия соблюдать буду. Прикинь, заполучив такой документ, можно на нас антимонопольщиков натравить. Так мне знакомый юрист сказал».
Выводы
Один из местных предпринимателей: «Если ранее до Чкалово и в другие отдаленные посёлки было невозможно добраться, приходилось помногу часов выстаивать в ожидании ржавого муниципального автобуса, то теперь – пожалуйста, садись и езжай. На «газельке» или «пазике». Разве это плохо?»
В.Ленин: «Насколько обострил монополистический капитализм все противоречия капитализма, общеизвестно. Достаточно указать на дороговизну и на гнёт картелей. Это обострение противоречий является самой могучей двигательной силой переходного исторического периода, который начался со времени окончательной победы всемирного финансового капитала. Монополии, олигархия, стремления к господству вместо стремлений к свободе, эксплуатация всё большего числа маленьких или слабых наций небольшой горсткой богатейших или сильнейших наций - всё это породило те отличительные черты империализма, которые заставляют характеризовать его как паразитический или загнивающий капитализм».
Всё уже было, всё известно...
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
общественный транспорт
-
Реформа отрасли междугородных перевозок откладывается по причине вступившего в силу нового федерального законодательства
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин