Попурри на промышленную тему

Автор: Андрей Лучников
В положении крупнейших березниковских предприятий происходят крупнейшие за последнюю пятилетку перемены

Несколько лет ситуация вокруг предприятий березниковской Большой Пятёрки оставалась относительно стабильной. Относительно, конечно. Но всё происходило медленным шагом, робким зигзагом, эволюционным образом. Давайте негромко, давайте вполголоса...

Так, к примеру, Большая Пятёрка постепенно превратилась в Большую Тройку («Уралкалий», «Ависма», «Азот») – содовый комплекс и химзавод выпали из списка стратегически влиятельных предприятий. Выпали незаметно для березниковцев, потому что кому интересно разбираться в отношениях между иногородними и засекретившимися от прессы собственниками? Подумаешь, соломенная шляпка... Боевиков с перестрелками и людьми в камуфляже (как было на «Бератоне») – пруд пруди в любой видеотеке. Даже аналогичные события на мелких и совсем не влиятельных предприятиях (например, молокозаводе) оказывались более близки сердцам и понятны умам березниковцев. А у «китов» всё казалось более-менее стабильным. Относительно, конечно.

Но жизнь - что твоя тельняшка. Чересполосица. Сегодня не слышно биенья сердец, оно – для аллей и беседок... Рекомендуется читать под соответствующе музыкальное сопровождение.

БОЛЕРО
( Музыка М.Равеля)
«Уралкалий» превращается в второго по силе игрока на мировом рынке калийных удобрений и имеет все шансы стать флагманом калийной промышленности бывшего СССР.

Т.н. «калийные войны» длились на территории любимой Родины более полутора десятилетий. Основные участники дискуссии: березниковский «Уралкалий» и Международная Калийная Компания (МКК). Не последние фигуры на доске: белорусский «Беларуськалий» и соликамский «Сильвинит».
Главный предмет дискуссии: миллиарды, которые приносит продажа отечественных калийных удобрений на мировом рынке. Причём на рынке, который, что называется, растёт. Выручка одного «Уралкалия» только за девять месяцев 2005 года составила 14,5 миллиарда рублей против 8,5 миллиарда рублей за тот же период 2004 года.

Позиция «Сильвинита» долгое время оставалась ключевой, поскольку в союзе с ним «Уралкалий» мог бы полностью контролировать МКК или развалить её. Однако соликамичей устраивала дружба с МКК. Поэтому, даже после выхода «Уралкалия» из числа акционеров сей посреднической структуры (МКК вообще создавалась калийными предприятиями и лишь постепенно топ-менеджеры компании набрали вес и интерес), она оставалась сильным соперником.
Впрочем, «калийные войны» то и дело переходили из финансово-хозяйственной и административной стадий в стадию информационных баталий. Поэтому их перипетии знакомы березниковскому и не только читателю едва ли не лучше основных сюжетов Великой Отечественной. Шпаги звон, как звон бокала, с детства мне ласкает слух...

Последние годы, правда, на поле информационной брани царило затишье. Но лишь в наших краях. «Уралкалий» изменил направление главного удара и уже в марте 2005 года (после личной встречи с Дмитрием Рыболовлевым) президент Белоруссии Александр Лукашенко публично заявил, что республика ежегодно теряет до 100 миллионов долларов из-за сотрудничества с «международным жульём» (читай: МКК). Батька приказал «Беларуськалию» начать бракоразводный процесс. Естественно, без перестрелок в прессе не обошлось. Впрочем, уральцы не имели удовольствия наблюдать сии «чернилопролитные» сражения. У нас было спокойно и «Уралкалий» заслуженно смотрелся невозмутимым флагманом березниковской промышленности. Между тем события развивались. Логично, как шахматная партия Ботвинника. Неторопливо, как мелодия Равеля.

Наконец, ноябрь 2005 года. Пресс-служба «Уралкалия» официально сообщила о том, что наши калийщики объединились с «Беларуськалием» в ОАО «Белорусская калийная компания» на равных паях (50 процентов акций). И... «Как сообщалось ранее, второй российский производитель калия – ОАО «Сильвинит» - выразил намерение стать третьим участником ОАО «БКК». В настоящее время идёт подготовка к вступлению ОАО «Сильвинит» в новую компанию». В партии «Уралкалий» - МКК это всё равно что шах и мат. Вжик-вжик-вжик, уноси готовенького...

Предполагается, что доля БКК на мировом рынке составит около 35 процентов, уже заключены ряд выгодных контрактов на 2006 год. «Уже решены вопросы по Соединённым Штатам и Вьетнаму. Идут переговоры по Китаю, Бразилии и Индии», - заявил первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. Наблюдатели также высоко оценивают шансы объединённых калийщиков прорвать антидемпинговые заслоны в Европе. Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый росс!..

ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ
( Музыка Р.Вагнера)
«Ависма» однажды уже утратила фактически финансово-хозяйственную независимость – когда березниковское предприятие было поглощено Верхне-Салдинским металлургическим объединением (ВСМПО). Судя по всему, это присказка была, сказка – впереди.

Не имеет смысла пересказывать печальную историю превращения процветающего и перспективного титано-магниевого комбината в сырьевой придаток своего бывшего цеха (металлургический завод в В-Салде строился именно как цех по переработке продукции БТМК). Ту-104 – са-а-амый лу-учший са-молё-ёт...
Нет смысла и выставлять оценки типа «хорошо - плохо». Рынок суров: кто первый встал, того и тапочки, в большой семье... не щёлкай. А березниковская гордость юридическим фактором не является.

В общем, после формального слияния салдинского и березниковского заводов в единое ОАО корпорация «ВСМПО-Ависма» стала крупнейшей в мире титано-магниевой компанией. А фактическими собственниками её стали топ-менеджеры ВСМПО и «Ависмы» Владислав Тетюхин и Вячеслав Брешт (на двоих - более 70 процентов «единых» акций).
Со стороны гладь казалась тихой, но в скрытых от глаз обывателя глубинах бурлило. Гейзер вырвался в виде иска березниковского отделения Общества охраны природы. Очень скромная все эти годы, едва ли не равнодушная ко всему, кроме скудной зарплаты, «природоохранная общественность» потребовала возместить в городскую казну около 20 миллиардов рублей. За ущерб, будто бы нанесённый «Ависмой» окружающей среде. Примерно по 100 тысяч рублей на восстановление здоровья березниковцев от мала до велика.

Юристы корпорации, как, впрочем, и независимые эксперты, оценивают перспективы природоохранного иска как нулевые. Хотя бы потому уже, что истцы говорят прежде всего о диоксинах, а даже эколого-анархисты Перми признают непричастность «Ависмы» к этому виду отравы. Но чем чёрт не шутит. К тому же сумма иска (примерно три годовых бюджета «Ависмы») позволяет при удачном стечении обстоятельств наложить арест на подконтрольную связке Тетюхин-Брешт собственность. Это серьёзно. Но ещё не всё.

По нашей информации, сейчас «ВСМПО-Ависма» и лично гг. Тетюхин с Брештом вынуждены сейчас отбиваться от, минимум, пяти или даже десяти исков по другим поводам и с большей вероятностью поражения ответчиков. Но именно березниковский иск уже прославился в российских и местных СМИ, гейзер вырвался наружу. Громкие претензии со стороны общественности – не та визитная карточка, которую можно предъявить иностранным (читай: основным) партнёрам. Понятно, почему именно бесперспективная претензия экологов вызвала бурную – вплоть до пресс-конференции в Перми – реакцию руководства «ВСМПО-Ависмы».

Сделать жизнь корпорации невыносимой, а затем сожрать её, не подавившись, как некогда ВСМПО скушало «Ависму». Ведь среди акул современного империализма есть о-о-очень крупные особи. Стра-а-ашно, аж жуть...

Например, в одном из процессов против «ВСМПО-Ависма» выступает истцом и, по слухам, ещё несколько исков (в том числе, по слухам, и березниковский) финансирует компания «Ренова». Владеет «Реновой» Виктор Вексельберг. Который владеет также и концерном «СУАЛ» (который публично упрекался салдинцами в посягательстве на акции работяг ВСМПО и «Ависмы»), и пр., пр., пр. И который давно заподозрен аналитиками в намерении добавить к своим необъятным владениям титано-магниевую империю на просторах бывшего СССР. Включая, естественно, «ВСМПО-Ависму».
Сравнивать состояние Вексельберга и совокупное состояние владельцев «крупнейшей титано-магниевой корпорации» Тетюхина и Брешта, всё равно что сравнивать Зимний дворец и небольшую, хотя и приятную виллу. Кстати, об Эрмитаже: всякому грамотному россиянину Вексельберг стал известен не столько гениальными экономическими операциями, сколько приобретением на зарубежном аукционе пресловутых «яиц Фаберже» и передачей их на хранение в Россию.

Впрочем, Вексельберг – не единственная акула, точащая зубы на титан с магнием. Осведомлённые люди не устают перечислять имена олигархов, у которых есть или может быть интерес в наших краях. Вдоль обрыва, да над пропастью, по самому по краю...
Когда публикация готовилась к печати поступило сообщение о начале Сведловской налоговой инспекцией проверки деятельности «ВСМПО-Ависма» за 2003-2004 годы. Аналитики откровенно предполагают, что проверка эта внеплановая и напрямую связана с атакой «Реновы». За нами гонится эскадра по пятам, на море штиль и не избегнуть встречи...

ПОЛОНЕЗ
( Музыка П.Огинского)
Всегда казалось, что вокруг «Азота», с»Азотом» и на «Азоте» не происходит ничего, сравнимого с «калийными войнами», перекупками «Ависмы» или хотя бы штурмами «Бератона». А оно происходит.

В центре общественного внимания «азотно-туковые» процессы практически никогда не оказывались. Да, есть такое крупное предприятие. Да, живёт- выживает. Да, есть серьёзные проблемы и связаны они с ценой основного сырья – природного газа, с удалённостью от транспортных узлов и с общим кризисом отечественного сельского хозяйства (доля «Азота» на внутреннем рынке составляет около 95 процентов). Но во всяком случае, на плаву держится, да получше некоторых, а посмотрите, какие на «Азоте» квалифицированные кадры да какой замечательный Дворец культуры в центре города, не хала-бала.

Вот, собственно, и вся суть того, что навскидку, без подробностей может рассказать рядовой грамотный березниковец. Да что он- областные и столичные аналитики все годы после приватизации «Азота» муссировали те же темы. Впрочем, аналитики добавляли взятую из официальных отчётов цифирь тоннажа произведённой аммиачной селитры и отгруженной мочевины. Леность ли журналистов и аналитиков – тому причина, стеснительность ли собственников, старосоветская ли традиция оберегать обывателя от лишнего знания, чтоб крепче спалось – непонятно. Спят усталые игрушки, книжки спят...

Между тем, практически за кадром оставались любопытные обстоятельства. Например, соглашение со структурами «Газпрома», призванное обеспечить бесперебойность поставок природного газа в обмен на энный пакет акций (примерно 20 процентов) и участие в управлении. Или, например, вхождение березниковского «Азота» составной частью в Агрохимическую корпорацию «Азот»(АХК) всероссийского масштаба – контроль над АХК стал предметом пары неизвестных березниковцам войн между олигархами. Причём АХК, по сведениям из одних источников, имеет 25 процентов акций «Азота», а другие источники АХК среди акционеров не называют. Это тоже – например.

Или вот. Согласно одним данным, «Западно-Уральской химической компании» сейчас принадлежит 19,9 процента акций, ещё 25 процентов находились в номинальном держании банка «Петрокоммерц» и 32,41 процент номинально держала Депозитарно-клиринговая компания. В сумме получается 77,31 процент. Согласно другим данным, «Петрокоммерц» - 25 процентов, «Западно-Уральская химическая компания» - 11,08 процента, фирма «Кросс» - 19, 18 процента. В сумме – 55,26 процента.

Всё бы ничего, но. 1) Ещё в 2004 году около 20 процентов акций «Азота» перешли в собственность украинского коллеги-конкурента «Днепроазота»; 2) В втором квартале 2005 года 32,1 процента акций «Азота» стали принадлежать фирме Arch Energy Limited, зарегистрированной на Багамских островах.
Дальнейшими сложениями в различных комбинациях уважаемый читатель может развлечься сам - в любом случае получится, что у разных владельцев в сумме больше, чем 100 процентов акций «Азота». А так не бывает. Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять...

Неясность со структурой собственников – вызванная очевидно всё-таки упомянутой стеснительностью «азотных генералов» - явно не способствует формированию привлекательного для инвесторов образа предприятия. Это с одной стороны. С другой стороны, для некоторых игр густой туман даже удобнее, пусть даже с риском нарваться на рифы.
Тихо и незаметно выбыл из состава Совета директоров «Азота» Михаил Петруняк, последний из «генералов» березниковской промышленности советского времени. Сергей Макаров, фактический владелец «Западно-Уральской компании» и фирмы «Кросс», покинул теневой пост первого заместителя генерального директора и был избран председателем Совета директоров. В составе самого Совета появились новые лица, малознакомые березниковцам, но хорошо известные в той же Перми.

А «березниковские акционеры» (это цитата) совместно с «Днепроазотом» создали управляющую компанию ЗАО «Уралхиминвест», на балансе которой, согласно заявлению Макарова, теперь находится более 64 процентов акций «Азота». Возглавил новую компанию сам Макаров. Некоторые наблюдатели подозревают, что это ответ на увеличение пакета акций Arch Energy Limited... Но может быть и не так. Всё тихо и загадочно. И неясно прохожим в этот день непогожий...

Когда публикация готовилась к печати. Структура собственников ОАО «Азот» не прояснилась, хотя аналитические СМИ называют новые и новые имена и названия заинтересованных лиц и компаний. Зато точно стало известно, что новые участники «азотных» процессов уже направили Совету директоров «Азота» уведомление с требованием созвать внеочередное собрание акционеров. Как показывает опыт аналогичных ситуаций, целью внеочередного собрания станет, скорее всего, передел «портфелей» в Совете директоров в пользу «вновь прибывших» акционеров. Благо, владение блокирующим пакетом акций это позволяет. А это, в свою очередь, может означать подготовку к достижению «новым собственником» полного контроля над «Азотом». Остаётся набраться терпения и дождаться следующих ходов спарринг-партнёров. И думал Буткеев, мне челюсть кроша, что жить хорошо и жизнь хороша...

А зачем нам всё это, собственно, знать? Дела собственников – это дела собственников, мировые цены – это мировые цены и сейчас, вроде бы не дефицит 80-х годов, когда любимой передачей интеллигенции был «Сельский час» (типа, какие виды на урожай гречихи и будет ли гречка на прилавках?). Во многом знания – многия печали... А неужели непонятно? Промышленные предприятия – это зарплата, налоги, собственно, это просто весь город Березники. Кто и какой собственник, какие у него планы и какие игры он ведёт, развивается предприятие или медленно (стремительно) идёт ко дну – всё это прямо отражается на нашей повседневной жизни. Мы ж, в конце концов, не бараноподобные существа, а тоже право имеем. Поэтому мелодия напоследок: «Орешек знанья твёрд! Но всё же мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет киножурнал «Хочу всё знать!»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс