Выборы в Прикамье до 1917 года
100 лет назад выборы, как в органы местного самоуправления, так и в Государственную думу, заметно отличались от современных. Эти отличия касаются как самих принципов избирательной системы, так и хода кампании, особенностей агитации и предвыборной борьбы.
Муниципальные выборы
Выборы в органы местного самоуправления Перми проходили раз в четыре года. В них принимала участие меньшая часть жителей города: только те, кто являлись плательщиками налогов, владели недвижимостью, были держателями купеческих, промысловых и приказчичьих свидетельств. Наравне с физическими лицами избирателями являлись и разные ведомства, учреждения, общества, а также монастыри и церкви.
Первоначально избиратели делились на разряды, образовывавшие три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных (то есть депутатов гордумы). Например, в 1883 году к первому разряду относились 43 наиболее богатых жителя Перми. Эти 43 человека избирали треть гласных городской думы. Другую треть избирали 214 избирателей второго разряда. Наконец, оставшиеся 1689 избирателей выбирали такое же количество гласных, что и первые две группы.
В 1892 году деление на курии было ликвидировано, но более демократичной система выборов местного самоуправления не стала, поскольку был увеличен имущественный ценз избирателей. Так, в 1913 году в списке лиц и учреждений, имевших право участвовать в выборах в Пермскую городскую думу, значилось всего чуть более 1 тыс. человек и организаций, соответствовавших избирательному цензу. И это при том, что население города по сравнению с 1883 годом увеличилось в несколько раз и превышало уже 70 тыс. человек.
Естественно, что при таких масштабах выборов в органы местного самоуправления дореволюционная Пермь не знала столь бурных выборных кампаний, с такой острой борьбой за голоса избирателей, как нынче.
Гласные обычно избирались из числа людей состоятельных и деловых и работали в гордуме по много лет, случайных людей среди них было мало.
Глава городского самоуправления («городской голова») избирался гласными. Как правило, это был человек, уже зарекомендовавший себя в разных выборных должностях, сам не один срок прослуживший гласным, имевший опыт работы в городской управе. Поэтому острой борьбы за место городского головы, сопровождавшейся полемикой в печати и апелляциями к избирателям, в Перми не происходило.
Например, Павел Александрович Рябинин был избран на должность головы 29 января 1906 года практически без какой-либо реальной борьбы. К этому времени он уже 15 лет являлся гласным городской думы, а с 1899 года служил заступающим место (то есть заместителем) городского головы. Предложенный в качестве альтернативы Рябинину В. М. Ржевский был поставлен на голосование гласным Е. И. Козакевичем в отсутствии его самого. В выборах в тот день участвовали 48 из 59-ти гласных. Рябинин получил 30 избирательных и 17 неизбирательных голосов, его «виртуальный» конкурент — 13 и 35 соответственно.
Выборы в Госдуму
Гораздо напряженнее происходили в дореволюционном Прикамье выборы в Государственную думу.
Несмотря на провозглашенные в манифесте 17 октября 1905 года «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности свободы совести, слова, собраний и союзов», равно как и обещание допустить к выборам слои населения, ранее совсем лишенные избирательных прав, царской России было еще очень далеко до того, что мы теперь понимаем под словом «демократия».
Выборы в Государственную думу в начале ХХ века не были прямыми и равными. По закону от
11 декабря 1905 года избиратели в зависимости от имущественного и сословного положения делились на четыре курии: землевладельцев, городскую, крестьянскую и рабочую. Депутатов в думу избирали из своего числа выборщики на губернском избирательном собрании.
Для первых двух курий горожан и землевладельцев выборы были двухстепенными. Выборы для рабочих были трехстепенными. Сначала по всей губернии избирались «уполномоченные» от рабочих разных предприятий, которые на съезде в Перми избирали из своей среды выборщиков. Выборщики от рабочих вместе с выборщиками от остальных курий на губернском избирательном собрании избирали депутатов в думу. Для крестьян выборы были и вовсе четырехстепенными, то есть проходили в четыре этапа.
Выборы были неравными. Если у землевладельцев один выборщик избирался примерно от 2 тыс. человек, то у городских сословий — от 4 тыс., у крестьян — от
30 тыс., у рабочих — от 90 тыс. Женщины, лица до 25-ти лет, военнослужащие и представители кочевых народностей в выборах участия не принимали.
Выборы в первую и вторую Государственную думу были более демократичны, чем выборы в третью и четвертую думы, проводившиеся по реакционному избирательному закону от 3 июня 1907 года. Например, если во время выборов в Государственную думу второго созыва все рабочие Пермской губернии избирали 10 выборщиков в губернское избирательное собрание, то в думу четвертого созыва — только пять. Общее число выборщиков в Пермской губернии составляло около 200 человек. Они избирали 13 (в дальнейшем девять) членов Государственной думы.
Важной особенностью выборов в Государственную думу в дореволюционный период было то, что они являлись, прежде всего, борьбой политических партий: личности кандидатов значили меньше, чем их политическая принадлежность. Тем не менее были и беспартийные кандидаты, а значительная часть избирателей оказалась не готовой определиться в своих предпочтениях, ведь до 1905 года любая политическая деятельность в Российской империи считалась незаконной.
К таким избирателям обращался в ходе выборов в Государственную думу в январе 1907 года Пермский комитет беспартийных избирателей. В листовках комитета отмечалось, что в предвыборную кампанию 1906 года половина избирателей Перми уклонилась от участия в выборах, поскольку не имела четких политических симпатий и не разобралась в программах существовавших тогда партий. Комитет призывал беспартийных граждан голосовать за «честных, искренних, стойких в своих убеждениях, выдержанных и способных к прогрессивной работе в Государственной думе», невзирая на политическую принадлежность кандидатов.
Вообще, агитация «за выборы», борьба с пассивностью избирателей 100 лет назад в Пермской губернии проводилась весьма настойчиво.
Организация процесса голосования в начале ХХ века заметно отличалась от современной. Выборщиков от Перми избирали на съезде городских избирателей, проходившем в Доме городского общества (теперь библиотека им. Пушкина).
Избиратели, которых в 1907 году в Перми насчитывалось 7687 человек, заранее должны были получить избирательные записки и именные объявления на право участия в съезде. Для этого надо было прийти в одну из избирательных подкомиссий в помещении городской управы с документом, удостоверяющим личность. Не успевшие получить записки и объявления получали их в день выборов на втором этаже того же здания. Записки заполнялись заранее и подавались лично в руки председателю съезда или председателям подкомиссий в день голосования с 9 до 21 часа в свернутом виде. Избиратель мог проголосовать сразу за семерых кандидатов в выборщики (число избиравшихся от Перми) или за меньшее число.
Как и сейчас, при проведении выборов случались всевозможные злоупотребления и нарушения. Так, во время голосования 20 января 1907 года в Екатеринбурге полицией был задержан мещанин Константин Георгиевич Москвич, работавший агентом по продаже швейных машин фирмы «Зингер». Задержанный был уличен в том, что брал у неграмотных избирателей, подошедших к городскому театру для голосования, их записки и вручал им свои за кандидатов от социал-демократической партии. При обыске у Москвича было изъято 13 таких записок.
Преследования во время выборов в Государственную думу второго созыва представителей революционных партий, прежде всего социал-демократов, были вызваны радикальным характером их агитации, прямо направленной против существующего строя. Такая агитация проводилась, как и до «манифеста 17 октября», нелегальными методами. Например, в Пермском городском театре несколько раз бросали в зал прокламации РСДРП, призывавшие к свержению царизма и вооруженному восстанию. 16 января 1907 года во время вечернего спектакля полиции удалось задержать пятерых молодых людей, бросавших листовки. При обысках на квартирах задержанных были обнаружены талонные книжки Пермского комитета РСДРП, браунинги, революционные брошюры и прокламации.
Легальные предвыборные собрания, на которых выдвигались кандидаты в выборщики, проходили, как правило, в присутствии полицейских чиновников, следивших за речами ораторов и немедленно пресекавших критику существующего строя. Полиция и охранка негласно собирали подробную информацию обо всех выборщиках, стараясь не допустить прохождения в губернское избирательное собрание «нежелательных» лиц, связанных с левыми и либеральными политическими партиями. Представителям левых партий (а для полиции такими были даже кадеты) в ходе предвыборных выступлений приходилось очень осторожно выбирать выражения. В 1907 году основной смысл их речей сводился к тому, что свободы, дарованные с высоты престола 17 октября 1905 года, до сих пор не проведены в жизнь, для чего необходимо избрать в думу лиц прогрессивного направления. Однако попытки грубого административного давления на избирателей в условиях массового недовольства властью в период 1906-1907 года только играли на руку представителям левых партий.
Использование в ходе выборов «административного ресурса» выглядело довольно неуклюже и давало скорее противоположные результаты.
Так, главная газета губернии «Пермские губернские ведомости» в рубрике «К выборам в Госдуму» прямо рекомендовала читателям, за кого следует голосовать: «...только умеренно-либеральное большинство Госдумы может осуществить на практике те великие реформы, которые намечены в манифесте от 17 октября... почему позволительно рекомендовать будущим избирателям держаться воззрений умеренно либеральных», иначе говоря, октябристов.
В итоге же на выборах в Государственную думу первого созыва, в том числе и в Пермской губернии, победили как раз «неумеренно» либеральные кадеты, а правые партии потерпели жестокое поражение. Депутатами от Прикамья стали председатели Кунгурской и Чердынской земских управ А. В. Перевощиков и Н. С. Селиванов, оханский городской голова Н. Ф. Добротворский, инженер В. Н. Граматчиков, присяжный поверенный Н. В. Павлов. Были избраны также один рабочий и три крестьянина.
Во время выборов в Государственную думу второго созыва в Пермской губернии, как и в целом по стране, преимущество получили представители левых партий: избраны четыре «трудовика», четыре эсера, три большевика, кадет и народный социалист.
Результаты выборов во вторую Государственную думу даже в удаленных глухих уездах оказались шокирующими для властей. Например, из семи человек, избранных выборщиками от Чердынского уезда, уездный полицейский исправник в рапорте губернатору четверых характеризовал как людей неблагонадежных. Интересно, что такими оказались все три выборщика от крестьян-уполномоченных от волостных сходов Чердынского уезда. Выбранный же от Чердыни мещанин Иван Иванович Юхнев, живший вместе с отцом и не имевший определенных занятий, был охарактеризован как «политически совершенно неблагонадежный и принадлежащий к одной из крайних левых партий». Характерно, что Юхнев набрал всего на три голоса больше, чем Чердынский городской голова Верещагин, причем исключительно потому, что в его пользу отдали свои голоса отец и брат Юхнева, уважаемые в городе люди.
Подобная практика, когда двое или несколько кандидатов-однофамильцев затем объединяли свои голоса, в то время была довольно распространена. В Перми такими «двойниками» были братья Владимир и Валерий Белоруссовы. Нередко лица, набравшие больше голосов, передавали их в пользу кандидата, набравшего меньше, например, если его считали нужным провести в Думу руководители местной партийной организации.
Довольно многочисленные в Перми правые радикалы монархисты-черносотенцы в ходе избирательных кампаний в Госдуму обычно избегали открытой предвыборной борьбы, пытаясь использовать свой главный козырь — прямую поддержку со стороны властей. Монархисты предпочитали не выступать на общих предвыборных собраниях, на которых они часто терпели явное поражение из-за грубых приемов агитации и отсутствия сильных ораторов. Подбор кандидатов они осуществляли, обходя дома, хозяева которых имели избирательный ценз. В нарушение закона Пермская городская управа выделяла организации монархистов избирательные записки. Бланки раздавали монахи Белогорского монастыря, в том числе и не имеющим права голоса, при условии, что те будут голосовать за черносотенцев.
Пользуясь попустительством местных властей, монархисты оказывали откровенное давление на избирателей. Лидер пермских черносотенцев иеромонах Серафим, проникнув на подготовительное собрание губернских выборщиков, пригрозил крестьянам Страшным судом: «Вы давали присягу самодержавию; вас приглашают к клятвопреступлению, но помните день Страшного суда и текст данной вами присяги и голосуйте только за тех, кто за самодержавие».
Справедливости ради надо отметить, что власти не допускали наиболее грубых крайностей правой пропаганды, а случалось, что и привлекали черносотенцев к суду за явную клевету, антисемитизм и призывы к насилию.
Изменение избирательного закона на гораздо менее демократичный закон от 3 июня 1907 года привело к тому, что в составе избранных от Пермской губернии членов Государственной думы стали преобладать более правые депутаты. В третью думу был избран только один рабочий социал-демократ
Н. М. Егоров. Характерно, что в этот период членами Государственной думы было избрано много священников, от Прикамья это были И. В. Титов из Кунгура, П. И. Исполатов из села Хохловка и П. Г. Устинов из Осинского уезда. В отличие от социалиста К. А. Колокольникова, священники-депутаты Государственной думы третьего и четвертого созывов были вполне благонамеренны и целиком поддерживали правительственные законопроекты в ходе своей думской деятельности.
Впервые опубликовано: газета "НовыйКомпаньон" от 14 марта с.г.
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин