Когда третий не лишний

В минувшее воскресенье, 9 апреля в Соликамске состоялись выборы главы города. Напомним, пост мэра оказался вакантным после того как его покинул осужденный на три года условно Михаил Богданов. За кресло 9 апреля спорили два кандидата: Шведов Юрий Яковлевич, глава Соликамского района, и Клестов Вадим Иванович, исполняющий полномочия главы города Соликамска.

Согласно протоколу городской избирательной комиссии, в голосовании приняли участие всего 26,65% горожан, имеющих право голоса. Из них 38,01% горожан отдали голоса за Юрия Шведова, 23,99% за Вадима Клестова. Против всех проголосовали 35,81% избирателей, пришедших на участки. Таким образом, порог необходимой явки избирателей – 20 % - был преодолён. Однако городская территориальная избирательная комиссия Соликамска объявила выборы несостоявшимися, несмотря на это.

Не сообразили
Напомним, что в почти аналогичной ситуации, когда кандидат «Против всех» занял второе место, намного опередив третьего призёра, и никто из кандидатов не набрал более 50% голосов, пермский избирком назначил второй тур голосования. Во втором туре за голоса избирателей бородлисьпервый призёр первого тура и.о.пермского градоначальника Игорь Шубин и третий призёр первого тура Павел Анохин. Победил Шубин (37% голосов), Анохин получил 32%. При этом во втором туре порог явки избирателей, согласно законодательству, отсутствует – выборы бы состоялись, даже если бы них пришли только три человека. Т.е. Пермь обрела голову, хоть в два тура. А вот Соликамск остался без головы. Не вообще, конечно, без руководства - до следующих выборов Вадим Клестов продолжит исполнение обязанностей градоначальника, - но без головы легитимного, «всенародно избранного» (как оставались под началом и.о. мэра Александра Кокшарова Березники осенью 2001 года – после скоропостижной отставки Александра Мошкина, как остаются сейчас под командованием и.о. мэра Андрея Лебедева – после отставки на повышение Игоря Папкова).

Дело здесь в нюансе. Действующее законодательство предполагает обязательную альтернативность выборов и в первом туре может победить только тот, кто набрал более 50% от числа проголосовавших. В Соликамске не набрал никто, но второе-то место занял Противвсех... Забавные, конечно, получились бы избирательные бюллетени второго тура, и, наверное, увидеть в списке действующих глав городов прочерк или «Противвсех» - тоже было бы забавно. Но российское законодательство при всей своей хаотичности не настолько совпадает с теорией и практикой анархизма. Эх, жаль в позапрошлом веке остались и Бакунин,и Лавров, и Ткачёв, и князь Кропоткин ещё при большевиках скончался... Словом, в Соликамске имел место тот самый случай, когда третий – не лишний. Был бы хоть какой, хоть совсем никакой третий кандидат – состоялся бы второй тур и кресло соликамского градоначальника занял бы Шведов.

Комментируя итоги соликамских выборов один из бывших претендентов на пост тамошнего мэра (он проиграл Михаилу Богданову и с тех пор политикой не занимается) сказал: «Предсказать это было нетрудно. Потому что один – алкоголик, другой – дурак. Народ-то всё это видит. А третьего взять не додумались».

На заметку политтехнологам
Эксклюзивная и, право слово, никем в России неиспользованная идея. Итак: Избиратели по всей стране – не только вСоликамске- всё чаще и чаще предпочитают голосовать «Против всех», подтверждается всеми социологиями всех последних выборов практически по всей России.
Для сравнения: во втором туре мэрских выборов в Перми 26 марта против обоих кандидатов – Шубина и Анохина – проголосовали 29,5% избирателей. Не 35,8%, как в Соликамске 9 апреля, но всё-таки. Особенно если сравнить с пермскими же выборами 17 декабря 2000 года, когда Аркадий Каменев набрал 48,81% голосов, его соперник Геннадий Тушнолобов (кстати, бывший соликамский мэр) – 47,02 голосов, а кандидат «Против всех» - 4,67%.).

Примерно до начала нашего столетия уровень протестного голосования составлял в среднем по России 5-6% и с тех пор, следует признать, его рейтинг подскочил за облака. Почти как у Ельцина в период президентских выборов 1996 года. И это, обратите внимание, без всякой агитации, пропаганды и «коробок из-под ксерокса» Интересно было бы, конечно, соотнести рост численности «противвсехов» с колебаниями рейтинга нашего Государя и тенденцией ограничения избирательных возможностей населения (в частности, отменой губернаторских выборов или передачей права избирать мэров местным парламентам), но слишком длинное рассуждение получится.

Итак, повторим, народ всё чаще предпочитает «против всех». Достаточно найти человека с такой фамилией или пусть нужный человек поменяет фамилию (российские законы в этом смысле достаточно либеральны) и кандидат, скажем, Иван Петрович Противвсех имеет очень хорошие шансы на победу. На фоне сумасбродных политтехнологий, опробованных на выборах в Питере или, совсем недавно, в Перми идея ничем не хуже. А что? Нормальная фамилия. У одной моей знакомой фамилия – Галочка. И муж у неё Галочка.

Но нефиг чепчики бросать
Словом, соликамичи, не убоявшись повторных выборов, отказались выбирать из «двух зол» (видимо, так население города-побратима-конкурента Березников относится к неудачливым претендентам; лично я ничего не могу сказать, не знаком) и выбрали третье – повторные выборы обойдутся соликамской казне примерно в 2 миллиона рублей. А ведь голосовать-то можно до бесконечности... Ну, у богатых свои привычки.
Оппозиционно настроенные к нынешней губернской власти (и прежде всего лично к губернатору Олегу Чиркунову) наблюдатели и неназываемые эксперты на соликамское событие (событие, согласитесь) реагируют едва ли не криками «ура» и подбрасыванием чепчиков.

По их оценкам (цитата): »Столь явное протестное голосование (Шведов и Клестов представители администрации) еще раз подтвердило рост настроений недоверия власти. Если в Перми, используя административный ресурс, удалось провести к власти ставленника Чиркунова, то в Соликамске процесс шел без столь масштабного задейстования власти и результат получился соответствующим действительности». Словом, (цитата) «Чиркунов проиграл не только в Перми, но и в Солмкамске».

Здесь следует пояснить, что, по оценке «оппозиционеров», выборы в Перми закончились поражением «чиркуновского ставленника» Игоря Шубина, потому что более 70% пермяков или проголосовали за других кандидатов, или против всех, или просто не пришли на выборы.
В Соликамске же, собственно говоря, и кандидатура Шведова и кандидатура Клестова для губернской власти вполне приемлимы – оба они представляют вполне лояльные Чиркунову властные структуры. Это несравнимо с предыдущими выборами, когда тогдашний губернатор Юрий Трутнев после долгих переговоров однозначно согласился с кандидатурой Михаила Богданова и дал санкцию на его поддержку административным ресурсом областной власти. И тем более несравнимо с более ранними выборами, когда победивший впоследствии кандидат Геннадий Тушнолобов (позднее – вице-губернатор, затем кандидат в пермские мэры) находился в достаточно жёстком клинче с тогдашним губернатором Геннадием Игумновым. На тот период. Согласие было достигнуто позднее, а во время выборов областная власть серьёзно противодействовала избранию Тушнолобова. В нынешней же ситуации для краевой столицы оба кандидата были примерно равноценны (если и имеются какие-то нюансы, то широкой публике они незвестны), может быть, поэтому Пермь и не сочла нужным обращать на соликамскую ситуацию серьёзное внимание.

И это, кстати, первая причина, по которой чепчики в воздух бросать не стоит. Не трудно говорить о поражении бойца, который и на ринг-то не выходил. «Наши эксперты считают, что это не последнее поражение команды Чиркунова на выборах».(цитата).Считать-то можно...

Во-вторых, можно, ведь, предположить и другую причину (в конце концов, зачем ограничиваться только одной гипотезой): может быть, умные, знающие, харизматические, пользующиеся авторитетом соликамичи просто не желают связываться с «грязной политикой» на местном уровне? В конце концов, в самом деле – что тут может быть приятного для делового человека? Что можно было приватизировать, приватизировали, остаётся чистить улицы, отбиваться от гнева граждан по поводу роста коммунальных тарифов, разбираться с нерадивыми чиновниками... Разумному человеку это надо? Мэрское кресло в наше время совсем уже не тёплое местечко, и не факт, что станет стартовой площадкой для дальнейшей карьеры.
Да, чуть не забыл, и ещё одна версия: а может быть просто оскудела земля соликамская административными талантами, поразъехались-разлетелись соколы...

Чужой кошелёк
Кстати, нетрудно подсчитать, что от общего числа избирателей (не от числа явившихся за бюллетенями, повторю, а от числа внесённых в списки избирателей) «противвсехи» составляют всего 9,54%. Словом, не следует преувеличивать степень сознательной активности соликамского населения (хотя, повторим, рост протестных настроений очевиден). Более того, если бы «противвсехи» остались смотреть все пять серий «Не родись красивой» вместе с несознательными обывателями – результат был бы тот же самый. Выборы бы были признаны несостоявшимися из-за непреодоления 20-процентного порога явки (если, конечно, исключить вероятность массового вбрасывания фальшивых бюллетеней). Так что, повторю, нечего воздух чепчики бросать насчёт роста сознательности. И, повторим, если бы Шведов и Клестов просто догадались пригласить третьего...
И не пропали бы 2 миллиона бюджетных денег. Иметь 2 миллиона и не иметь 2 миллиона, в сумме получается 4 миллиона Плюс ещё столько же на повторные выборы. Впрочем, не наши деньги, не нам считать.

Кстати, на березниковские выборы предусмотрено истратить 1 миллион 710 тысяч 965 рублей. А если, не дай Бог, случится второй тур, то, как сообщает «Городская газета», ещё 700 тысяч

А мы – не безголовые
Слава Богу, Березники – не Соликамск, у нас такая ситуация возникнуть не может (за исключением, конечно, риска второго тура).
«Третьего искать» не нужно, кандидатов в Березниках – четверо. И, судя по нарастанию предвыборной агитации, никто из них спускать флаг до 23апреля не собирается. Никто из кандидатов не имеет – по крайней мере, формально – отношения к властным структурам, о росте недоверия к которым и говорят «оппозиционные» наблюдатели (не припоминать же, в конце концов Анисимовой её социально-управленческую деятельность или Политову его командирские должности в авиации).

Правда, согласно опубликованным в «Городской газете» и «Березниковском рабочем» данным, сейчас зритель... тьфу, избирательские симпатии березниковцев распределяются так: за Андрея Мотовилова – 42,1% опрошенных. Против всех – 15,8%. За Владислава Политова – 13%. За Игоря Кашина – 7,9%. За Надежду Анисимову – 4,2%. Т.е. и в Березниках кандидат Противвсех предварительно (информация, кстати, была безвозмездно предоставлена прессе известной и уважаемой в городе организацией «За свободные выборы») занимает второе место, но для повторения соликамского События условия не соблюдены.
Без головы, словом, не останемся.

Рулить будет третий
В соответствии с Законом «О выборах должностных лиц муниципальных образований Пермской области» соликамский избирком принял решение назначить повторные выборы главы Соликамска на 4 июня 2006 года. Как и положено, по закону, через четыре месяца (можно было сократить срок на треть, но не стали). Полномочия избирательных комиссий продлены до этой даты. До этого же времени исполнять обязанности главы Соликамска будет Вадим Клестов. Один из проигравших кандидатов, занявший в этой кампании третье место

Автор: Андрей Шельга

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса