Капкан для челнока

Похоже, пионерам иноземного рынка приходит конец. ГГ выясняет, загнали ли в тупик челноков таможенные ограничения.

И я пошёл...
По заданию редакции я пошёл искать челнока. И нашел. И понял, что челнок-одиночка, прущий на себе тяжеленные баулы изо всех туршопов, изменился до неузнаваемости. Современный челнок - господин со средствами. Он уже «оброс» наёмными рабочими. Тот самый челнок, что ещё недавно воспринимался, как мелкий спекулянт, занят сегодня сложной организационной работой и добиться встречи с ним так же проблематично, как и со всяким другим деловым человеком. Мне повезло.

С завода - в челноки
Знакомство произошло на городском рынке. Собеседница моя представилась Еленой. Она - бывшая работница одного из химических предприятий города, отработала на заводе больше 20 лет. Но впечатляет её коммерческий стаж - 14 лет. Сейчас Лена она уже не стоит за прилавком своего лотка. Её работа – организация частного бизнеса. На Лену работают 6 продавцов. Все они получают заработную плату, которая зависит от выручки. Когда началась перестройка, завод остался без заказов, заработков никаких, а у Елены семья: двое детей, мать и отец - пенсионеры. Долго не могла найти себе другую работу. Обошла все предприятия города. Везде отказ. Там похожие проблемы и все рабочие остались вдруг не удел. Задержки заработной платы были чудовищные. Если и давали деньги, то крохами. У Елены накопились долги по квартплате. Питалась её семья только овощами из своего сада в основном, фруктами, картошкой, морковкой, огурцами... Лена была в отчаянии. В 1991-ом нервы у неё не выдержали и она распрощалась с заводом. При увольнении получила 5000 рублей. Через суд. Это её стартовый капитал. Стала налаживать своё дело. Было трудно. Дело новое. Никто никогда её коммерции не учил. Все азы бизнеса постигала на ходу. Постепенно привыкла. Появилась выручка, всю её вкладывала в дело. Побывала в Турции, во Вьетнаме, в Италии. Сейчас привозит товары, в основном, из Китая. Конечно, поначалу торговала бросовыми изделиями. Как и все челноки, была неопытна и невзыскательна. Гналась в первую очередь за дешевизной. Но прошли годы, изменились ассортимент, и качество. Другим стало и отношение покупателей. «И вот правительство «прижало» нас очередными ограничениями, - печалится Елена. - Выходит, я должна либо вкалывать без прибыли, либо поднять цену. Правда, у меня есть и другой выход - свернуть бизнес и уйти на отдых. Есть у меня небольшой капиталец. Если уйду, проживу. Жаль тех людей, которые имеют работу благодаря моему делу. Что будет с ними?»

Кому будет хуже?
«Хуже будет не только челнокам, но и, как всегда, нам, - говорят не особенно платёжеспособные покупатели, и тем, кто вокруг челноков кормится». Обычно это - 10-15 человек. Те берут на реализацию привезённый челноками товар, накидывает сверх свою «десятку» или «двадцатку», на то и живут. Свой кусок хлеба получают и старушки, которые убирают торговое место, приносят еду, выполняют мелкие поручения. Эти люди потеряют всё, если «челнок» уйдёт с рынка. Так считает моложавая Виктория. Она в челночном бизнесе 7 лет. По образованию - медицинская сестра. Работала в 1 городской больнице. Зарплата чуть больше 1.000 рублей. Мечтала получить высшее образование, но мечта рассыпалась, когда узнала, что за учёбу нужно платить 30.000 в год. У Виктории на руках – маленькая дочка и мама пенсионерка. Помаявшись на одной ставке медсестры, Виктория ушла в бизнес, скопила небольшой капитал и уже не стоит за прилавком. Товары, привезённые из-за бугра, продают её наёмные рабочие. Весь товар из Китая.
- Нашему уходу с рынка будут рады только швейники. Они давно спят и видят, как бы задавить нас, - делится Вика, - Сами-то ни ценой, ни ассортиментом привлечь не могут, но кричат: «Защитите отечественного производителя!». Им бы надо добиваться не того, чтобы челноков душили, а самим что-то делать. О модернизацию производства в первую очередь подумать и выпускать одежду дешевую, не хуже привозной.

Откуда взялись челноки?
Челночный бизнес зародился в самом конце 1980-ых годов, когда были открыты границы для частных поездок за рубеж. Возможность выезжать за границу была встречена с энтузиазмом, который, однако, сразу же натолкнулся на ограниченность финансовых средств. Но русская хватка брала своё: маленькие деньги чудесно превращались в дешёвые электрические чайники, утюги, телевизоры. Из них делались другие деньги: товары перепродавались за границей, особенно в Польше. Вырученная валюта шла на закупку потребительских товаров, пользующихся широким спросом в бывшем Советском Союзе. Первый опыт показал: открываются выгодные экономические перспективы. Челночный бизнес оформился в 1991-1993 годах и даже стал основным для многих россиян заработком. Челночными операция заниматься стали люди, покинувшие предприятия оборонного комплекса, оставшегося без госзаказов. Первые страны, открытые для челночного бизнеса: Польша, Китай, Турция. Со временем география поездок расширилась, челноки «освоили» Италию, Грецию. Ныне за товаром челноки ездят в Турцию, Польшу, Китай, ОАЭ, Грецию, Кипр, Италию, Францию, Южную Корею, Оман, Египет, Таиланд, Индию... Наиболее «дешёвыми» и массовыми направлениями остаются Турция, Китай и Польша.

Как быть?
За месяц работы по новым правилам «челноки» приспособились. Некоторые уверенно говорят: «Ограничения серьёзно на наш бизнес не повлияли». Но есть и те, кто считает, что система челночного бизнеса дрогнула. Истина, скорее всего, находится где-то посередине. Нововведения не коснулись пока стоимости ввозимых товаров. Пока не происходит главного, чего бояться их наёмные рабочие, - оттока их хозяев из этого бизнеса. Словом ещё жива курилка.
Николай АНФАЛОВ

Постановление правительства РФ «О внесении изменений в положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования...», подкорректировало документы двухгодовалой давности и вступило в силу с 26 февраля 2006 года.

Объём беспошлинного ввоза товаров в нашу страну снизился с 50 до 35 килограммов и «тянет» при этом не более чем на 65.000 рублей. Беспошлинно ввозить в Россию можно товар уже не раз в неделю, а только раз в месяц.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс