Финиш без гонки

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ВЫБОРАМ ГЛАВЫ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ

Итоги голосования 23 апреля 2006 года:
Всего проголосовали 44752 березниковца или 33,76 % от числа внесённых в списки избирателей (132541 человек). Из них досрочно проголосовали 3674 человека (2,77 % от числа избирателей).
574 избирательных бюллетеня (1,2 % от числа проголосовавших) признаны недействительными. Остальные голоса распределились так:
1. Андрей Мотовилов – 28585 голосов или 63,94% от числа проголосовавших, или 21,57 % от общего числа избирателей;
2. Против всех – 7842 голоса или 17,54 % от числа проголосовавших, или 5,9% от общего числа избирателей;
3. Сергей Кашин – 3134 голоса или 7,01 % от числа проголосовавших, или 2,36 % от общего числа избирателей;
4. Владислав Политов – 3040 голосов или 6,80 % от числа проголосовавших, или 2,2 % от общего числа избирателей;
5. Надежда Анисимова – 1553 голоса или 3,47 % от числа проголосовавших, или 1,7 % от общего числа избирателей.
Вне конкурса или проголосовали ногами – 87789 обладающих гражданскими правами березниковцев или 66,24 % от общего числа избирателей.

После выборов в Городскую Думу конца 2004-начала 2005 гг. со стороны казалось, что политическая жизнь в Березниках завершилась. Конституционное, можно сказать, большинство от движения «Березниковский характер» положило конец депутатской разноголосице. Городская Дума утратила значение и как орудие лоббирования, и как стартовая площадка для политических карьер, а принятие согласованных решений было фактически поставлено на конвейер.

ПОД МИКРОСКОПОМ
Сразу же обнаружилось, насколько сера и убога общественно-политическая жизнь за стенами «белого дома». Политическая тематика в березниковской прессе свелась к нулю. Даже страсти вокруг нового Устава можно было разглядеть только в микроскоп. Въедливый читатель может, конечно, сказать, что причиной всему - контроль над местной прессой, установленный «Уралкалием», поговорка «Если этого не было в газетах, значит не было совсем» вполне адекватно отражает роль СМИ в жизни общества. А «Уралкалий», что не секрет, поддерживает «Березниковский характер» и придерживается линии на политическую стабильность. Однако.

Во-первых, «Уралкалий» безусловно не контролирует 100 % информационного пространства Березников и практически совсем не контролирует областную и российскую прессу. Во-вторых, никакой, самый безусловный, контроль не может помешать освещению в прессе действительно значимых, заметных, затрагивающих за живое массу людей событий. Как, к примеру, пресловутое огосударствление столичных телеканалов не помешало освещению ими волн протеста против монетизации или автогражданки.

Так что дело именно в ничтожности общественно-политической жизни и микроскопичности политически активного слоя березниковцев за стенами «белого дома». Именно из-за этого стало казаться, что исполнилась мечта одного из бывших мэров Березников: «На уровне города не должно быть политики, город – это хозяйство».

В ТЕНИ
Впрочем, политика как таковая полностью исчезнуть не может. Так что политические процессы происходили, но вне поля зрения обывательской массы. И несомненно, что «затенённые» процессы стали фундаментом последних выборов главы города.

ПРОЗРАЧНЫЙ ПРОЛОГ
С «отставкой на повышение» Игоря Папкова настало и время публичной политики. А где публичность, там и прозрачность. И пролог выборов был совершенно прозрачным для самого неосведомлённого горожанина – список выдвинувшихся кандидатов в кандидаты говорил сам за себя.

Единственный реальный претендент – калийщик Андрей Мотовилов, поддержанный (несомненно, в результате затенённых процессов) всеми промышленными предприятиями и реально влиятельными структурами города. То, что не сбылись предсказания отдельных политически озабоченных граждан о выдвижении Николая Арбузова или Игоря Вылетка, лишь подчёркивает полную неосведомлённость этих граждан о затенённых процессах. Трое других зарегистрированных и дошедших до финиша кандидата, в сравнении с Андреем Мотовиловым, откровенно слабы. Ещё трое даже на старт не вышли. А если бы вышли?

Леонид Швецов.Настолько несерьёзно, что после самовыдвижения в избиркоме больше не появлялся. Александра Селянинова… Ну, второй раз представила на всю страну (через НТВ) любимые Березники, как город, в котором лица не самой стандартной…, скажем так,.. биографии пытаются взять власть. Несерьёзно. Владимир Железов…Может быть, и серьёзно, но только если не принимать во внимание политическую непоследовательность – сам выдвинулся и почти сразу заявление отозвал. Зачем выдвигался? Кстати, совпадение: в эти же дни проходил муниципальный конкурс по распределению между частниками автобусных маршрутов… Впрочем, политика нередко становится банальным элементом банального бизнеса.

Словом, было абсолютно прозрачно: гонки не будет. Её и не было. Кстати, косвенное подтверждение: за всю кампанию была только одна жалоба на действия избиркома (и та – от Александры Селяниновой), и ни единой – от кандидатов или на кандидатов. Уникальный в истории Березников демократических случай.

ПУШИСТАЯ КАМПАНИЯ
А что иное могло быть? Даже «атака» Владислава Политова в последние две недели перед голосованием, громкие заявления о борьбе с олигархами и «Берхером» и обвинения Мотовилова в том, что он «ставленник олигархов» - всё это бело и пушисто в сравнении с тем, что видывали Березники.

ГРЯЗНЫЕ НАМЁКИ
Не обошлось. Ну, не могло обойтись. Уместно, однако, вспомнить беседу литературных персонажей: «Вы понимаете намёки? – Да, когда знаю, что это намёк. – Так вот, обратите внимание: это намёк».

Первый намёк сделали пермские анархо-экологисты, которые в ходе партизанской вылазки украсили березниковские стены «антиотходными» лозунгами. Не могу сомневаться в анархической искренности, но намёк получился очень уж «к выборам» (стоит напомнить, что предыдущий раз безотходная тематика всплывала как раз во время выборной кампании в Думу). Вывод, казалось бы, должен быть ясен: «Уралкалий» закладывает отходы ядерного производства, а тут выборы, а Андрей Мотовилов – зам.генерального директора «Уралкалия», поэтому иди и голосуй против всех. Но намёк так и остался непонятым. Во-первых, очень длинная мыслительная цепочка никак не смогла перебить благоприятное впечатление у избирателей от встреч с Андреем Мотовиловым. Во-вторых, реальных доказательств закладки в шахтные пустоты радиоактивных отходов не было предъявлено. Ну не было! И до сих пор нет.

Второй намёк звучал громче: все «соперники» Андрея Мотовилова – подставные. Поэтому – обратите внимание, это намёк! – надо голосовать против всех. На эту тему даже и листовки в канун голосования появились, да и другая печатная продукция имела место быть. «Намёк» был понятен, но…

Пролог-то был прозрачным. И никакого, абсолютно никакого значения для избирателя не имело, «подставные» кандидаты или просто политический капитал зарабатывают. Тоже, открыли Америку, что Андрей Мотовилов – единственный реальный кандидат. И что? Чем её, уважаемые «противвсехи», аргументируете, кроме вашей личной неприязни к «Уралкалию», «Березниковскому характеру», «Единой России» и Андрею Мотовилову? Оказалось, что нечем, и прямой намёк пропал втуне.

СОЛИКАМСКИЙ СИНДРОМ
Срыв голосованием «Против всех» выборов соликамского мэра (9 апреля) кого-то, естественно, встревожил, кого-то обнадёжил. Случай для Прикамья действительно уникальный. Однако…

Однако торжество соликамского «противвсеха» сильно преувеличено. Дело в том, что выборы могли не состояться при любой явке и при любом числе голосов «против всех». Только два кандидата, поэтому возможен только один тур, а значит кто-то должен набрать более 50% голосов, что в условиях кризиса малореально. Вот и всё. Тот самый случай, когда третий – не лишний. И пассивность избирателей тут ни при чём, и «противвсехи» ни при чём. «При чём» тут – откровенная глупость претендентов на мэрский пост (а следовательно, туда им и дорога) и явный дефицит управленческих кадров в Соликамске.

Единственной реальной угрозой для Березников была пассивность избирателей. Если бы не был достигнут 20%-ный порог явки избирателей. Дело в том, что выше второго места кандидат «Против всех» нигде и никогда не поднимался (ну, невозможно поднять народ куда-то на лозунге «А Баба-Яга против»! Тем более в условиях относительной социально-экономической стабильности, которая в Березниках в последние годы налицо). И кандидатов в Березниках было четверо. Так что «на раз» или на «раз-два», а выборы бы состоялись. С предсказанным результатом. Поэтому призывы «противвсехов» к гражданской сознательности объективно повышали явку избирателей и, соответственно, снижали единственную реальную угрозу.

В плане шутки. «Противвсехи» так много говорили о том, что всё куплено и за всё заплачено, что теперь я бы на их месте занимал очередь в партийную кассу.

ЧИСТАЯ ПОБЕДА
Впрочем, выборы состоялись и результат известен. Это была чистая победа Андрея Мотовилова и его команды. Что называется «нокаут» или «в сухую».

Если суммировать голоса «против всех» и голоса за других кандидатов и отдать их, например, Владиславу Политову (как призывал последний)… Всё равно побеждает Андрей Мотовилов. Если бы все «противвсехи» не пришли на выборы, явка составила бы 27,86%, а голоса за Андрея Мотовилова – 77,44% от числа проголосовавших. Ещё более убедительно. А если бы все, кто не голосовал за Андрея Мотовилова, не пришли на выборы, то явка всё равно была бы достаточной, а победа – 100 %-ной.

Рассуждать на тему, а вот если бы те, кто не пришёл, пришли и проголосовали «против всех»…» не будем. Поскольку фантастика на другой полке. Любопытно, конечно, что итог выборов совсем не совпадает с опубликованными в ходе кампании итогами социологичского опроса (ну…только «против всех» почти совпал), но давно известно, что социология – обычное орудие в избирательных кампаниях. Так что…

Словом, Березники выбрали Андрея Мотовилова. Чистая победа, придраться невозможно.

ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
Ну и сколько это стоило? Просто поделим суммы избирательных фондов кандидатов на количество отданных голосов (пресловутый «чёрный нал» учёту не поддаётся). Здесь другие лидеры и аутсайдеры.

Самые дорогие голоса у Владислава Политова – 197 рублей 37 копеек за единицу. Самые дешёвые (из голосов «за») – у Надежды Анисимовой – 32 рубля 20 копеек. Почти столько же цена голоса за Игоря Кашина – 34 рубля 14 копеек. Розничная цена голосов за Андрея Мотовилова – 135 рублей 3 копейки. Не очень дорого обошлись выборы и городскому бюджету – 38 рублей 65 копеек за каждый голос, включая «против всех».

Кстати, о «против всех». Агитпродукция всё-таки была и можно примерно прикинуть, что она обошлась политически озабоченным гражданам примерно в 100 тысяч рублей за всё-про-всё. Поэтому голоса «против всех» самые дешёвые – 12 рублей 75 копеек. Лично мне кажется, что себестоимость гражданской позиции гораздо выше, нежели эта цена. А следовательно, голосование «против всех» попросту нерентабельно.

СТАРТ ПОСЛЕ ФИНИША
Итак, финиш без гонки. И что? Эти выборы не были для Березников судьбоносными, и не определяли варианты будущего Березников. При всём уважении к Андрею Мотовилову вынужден заметить, что любой другой человек сопоставимых личных характеристик в существующих условиях должен и будет делать то же, что сейчас должен и будет делать Андрей Мотовилов. А именно: работать не на стабильность, а на поступательное развитие Березников. Иного варианта нет для любого главы города с любой фамилией.

Впрочем, развитие - главный тезис предвыборных обещаний Андрея Мотовилова. Выборы закончены. Финиш. На старт.

Текст: Андрей Лучников
Фото из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс