Cтарый маршрут нового директора

Cтарый маршрут нового директораВчера исполнился месяц со дня официального вступления в должность директора МУП «Березниковское троллейбусное управление» молодого, энергичного, образованного Евгения Вячеславовича Журавлёва. Стоит заметить, что смена руководства Троллейбусного управления была сопряжена с обычной в таких случаях интригой.

ЕСЛИ МОЛОДОСТЬ ЗНАЕТ
Разумеется, достоверно неизвестно, насколько сам Евгений Вячеславович Журавлёв горел желанием взвалить на себя ответственность за это муниципальное предприятие. Но понять это желание можно. При всех сложностях и недостатках ТУ могло и может считаться далеко не самым гиблым местом (особенно, если сравнить с некоторыми другими муниципальными предприятиями, уже почившими в бозе или всё ещё медленно разлагающимися). Более-менее стабильно работающее, опутывает своими маршрутами практически весь Город, коллектив в значительной мере сложившийся, техническая база «дочками» - по примеру муниципального же ПАТП – не поделена, а даже ещё троллейбусный парк понемножку обновляется... А если ещё принять во внимание перспективу приватизации всех муниципальных предприятий, о которой на одной из давних пресс-конференций обмолвился тогдашний глава города Игорь Папков... А тут как раз объявлен конкурс на замещение должности директора ТУ.
Словом, насколько горячим было желание Евгения Журавлёва возглавить ведущее транспортное предприятие Города – не суть важно, по крайней мере, он (Евгений Журавлёв) принял участие в объявленном конкурсе, а следовательно – желал взяться за гуж.

ЕСЛИ СТАРОСТЬ НЕ СМОГЛА
Прежний директор (им, напомним, был Дмитрий Володин) желанием уступать кресло не горел. Однако куда ж ему, муниципальному руководителю, было деваться. В конце концов, у Троллейбусного управления действительно имелись сложности – и парк нужно обновлять, и выручку частные маршрутки перебивают, и бюджет нестабильно возмещает расходы на перевозку льготников... Монетизация, породившая было надежды на то, что тысячи льготников, которых троллейбусы возили бесплатно (а бюджет, повторим, возмещал эти расходы нерегулярно), ринутся покупать «социальные проездные», ожиданий не оправдала – едва 5% бывших березниковских «льготников» решили отдать компенсационные деньги муниципальному транспорту. Остальные рассудили, что «время от времени» дешевле заплатить 14 рублей в оба конца, зато – хоть на автобусе, хоть на троллейбусе, хоть на маршрутке. Словом, были у ТУ под руководством Дмитрия Володина проблемы, а соответственно, у муниципалитета были аргументы, чтобы контракт с Володиным не продлять, а и вовсе объявить конкурс.

ТОНКАЯ ШТУКА - ПСИХОЛОГИЯ
Как при таком раскладе Дмитрий Володин и Евгений Журавлёв, работавший уже заместителем директора ТУ по экономике и финансам, трудились на благо горожан и общественного транспорта... Оставим в стороне. Можно догадаться, что чисто психологически им было нелегко. Один пример. Когда в отчаянной попытке объяснить общественности суть проблем ТУ и их причины (нерегулярность возмещения из бюджета, дороговизна новых троллейбусов, конкуренция со стороны маршруток, словом, см. выше), как раз незадолго до завершения работы конкурсной комиссии, Дмитрий Володин обратился к прессе, он собрал всех руководителей ТУ. Всех. За исключением Евгения Журавлёва.

ЛУЧШИЙ ИЗ ПРЕТЕНДЕНТОВ
Но довольно об интригах. К тому же, повторим, борьба (пусть и подковёрная) старого с новым, прогресса с консерватизмом – дело обычное, повторяющееся в разных формах, от курятника до Кремля. Да и сомневаться... даже не в правомочности (муниципалитет, как работодатель, как собственник, находится здесь в своём несомненном праве. Опять же претендентов выбирали на конкурсной основе), а сомневаться в самой целесообразности произведённой замены не приходится.

ОН ЛУЧШЕ ЗНАЕТ
Во-первых, одним из главных аргументов в пользу кандидатуры Евгения Журавлёва стало глубокое знание работы Троллейбусного управления изнутри – именно это обстоятельство позволило Евгению Журавлёву стать одним из трёх победителей первого, заочного тура конкурса (всего в конкурсе участвовали шесть человек). Все трое «финалистов», кстати, были работниками ТУ. Тут, кстати, может показаться, что это несколько нечестно - наличие опыта работы в ТУ не было указано среди условий участия в конкурсе, а получилось, что трое аутсайдеров могли бы и вовсе не выходить на старт.
Однако благой мотив организаторов конкурса понять несложно - в конце концов, действительно лучше иметь дело с опытным «троллейбусником», а что до «сторонних» участников, то... а вдруг? А вдруг и на стороне объявится светлая голова, которая продемонстрирует суперменеджерские способности? В конце концов, знаменитый Ли Якокка тоже начинал менеджером по продаже игровых автоматов, а потом пошёл в автомобилестроение, где и прославился. Впрочем, ли якокку среди «сторонних» участников конкурсная комиссия не выявила. А проблемы, стоящие перед ТУ, необходимо решать.

ЕГО ПЛАН - ЛУЧШИЙ
Вторым аргументом в пользу Евгения Журавлёва стали предложенные им (Евгением Журавлёвым) реальные, по словам секретаря конкурсной комиссии, главного специалиста отдела планирования и финансирования Управления городского хозяйства Надежды Карипановой, меры по оздоровлению предприятия. Этот аргумент, согласимся, ещё более весом и неоспорим. В конце концов, кто, если не заместитель директора по экономике и финансам может предложить наиболее реальные и действенные оздоровительные процедуры? Любому другому конкурсанту, пусть и столь же знакомому с работой ТУ изнутри, замдиректора даст в этом вопросе фору. Для чего же ещё нужен на предприятии заместитель директора по экономике и финансам, если не для этого? А ведь у ТУ, снова напомним, образовался круг проблем, из-за которых, собственно, и не был продлён контракт с предыдущим директором. Необходимость обновления троллейбусного парка при росте цен на новые машины, удорожание электроэнергии, конкуренция со стороны маршруток, неустойчивость возмещений из бюджета...

ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ
Вступление нового директорв в должность широко было освещено информационными агентствами и местными СМИ. И комментарии муниципальных чинов по поводу этого назначения были весьма благожелательны к новому персонажу в рядах местной, не побоимся этого слова, элиты: взялся за гуж, принял на себя ответственность, молодой и энергичный и т.д. Словом, предприятие из кризиса выведет.

ПО СТОПАМ ОТЦА
Стоит, кстати, заметить, что Евгений Журавлёв может считаться потомственным работником коммунального хозяйства. Его отец – Вячеслав Михайлович Журавлёв уже много лет успешно возглавляет Управление городского хозяйства Березников, а последние два года совмещает пост главного коммунальщика с должностью вице-мэра. Евгений Журавлёв, таким образом, не только имеет хорошее экономическое образование и знает жизнь ТУ изнутри, но и едва ли не генетически предрасположен к коммунальным проблемам. Не стоит язвительно усмехаться над этим тезисом. В конце концов, если существуют актёрские династии, династии металлургов, азотчиков, шахтёров, то почему не быть династии коммунальных руководителей? Гены – великая вещь, научно доказано). Словом, ему (Евгению Журавлёву) и флаг в руки в деле оздоровления ТУ.

ПАРТИЯ ПОМОЖЕТ МОЛОДЁЖИ ПОДСКАЗАТЬ
Флаг в руки, а заодно - президентская партия парламентского большинства в помощь. Березниковским отделением партии «Единая Россия» объявлен конкурс «Твой билет в большой бизнес». Молодые и перспективные жители Березников могут представить свои проекты по развитию городского электротранспорта. Победители займут руководящие должности в троллейбусном управлении. Условия конкурса, обещают березниковские единороссы, будут опубликованы на страницах городских газет летом 2006 года. Т.е. – уже скоро.

ОТ ДОБРА ИЗ КРИЗИСА
Признаем, что изменений в работе общественного транспорта за месяц, который Евгений Журавлёв руководит ТУ, не произошло. Во всяком случае, таких изменений, которые бы были заметны на взгляд простого обывателя. Однако это не значит, что ничего не делалось или делалось плохо. Тут тот случай, когда действует обратная логика – лучшие изменения происходят незаметно. Тем более, что в последние полтора года березниковцы, согласно социологическим данным, ставят проблему общественного транспорта ( в том числе, и троллейбусов) на последнее место среди повседневных забот. Сравните это с тем недовольством, которое вызвала работа общественного транспорта (в том числе, троллейбусы) ещё три-четыре года назад (согласно социологическим исследованиям, эта проблема всегда занимала второе-третье места по значимости). От добра добра не ищут, а у Евгения Журавлёва развязаны руки в выведении, по его собственным словам, ТУ из кризиса. К тому же, впереди лето – самый благоприятный для общественного транспорта сезон при нашем-то климате. То есть, есть некоторое время, чтобы не решать сиюминутные проблемы, которые обрушиваются на городской транспорт (особенно, троллейбусы) зимой, а предпринимать стратегические шаги.

БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН
В публичных выступлениях Евгений Журавлёв уже обозначил основные направления своей работы. Например, городская администрация должна компенсировать ТУ убытки, пусть не в полном объёме, но хотя бы за отсутствие льготников. В 2005 году, сказал Евгений Журавлёв, городская казна возместила транспортному предприятию около четырех миллионов рублей, в 2006 году никаких компенсаций троллейбусное управление пока не получило. Стоит надеяться, что за оставшиеся семь месяцев этот вопрос будет решён. Самая большая, заметчу от себя, трудность в этом вопросе, что по большинству льгот возмещение должно следовать из федерального и краевого бюджетов. Городская администрация несёт ответственность за льготы, введённые некогда на волне популизма горсоветом (например, бесплатный проезд для всех, без исключения пенсионеров). Впрочем, и эти льготы сейчас отменены, люди получают наличные на руки и сами решают, куда их тратить – на хлеб или на проезд в троллейбусе. Впрочем, не зря же Евгений Журавлёв выиграл конкурс, значит есть план.

ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ШЛИ ТОВАРИЩИ
Было бы неплохо, считает Евгений Журавлёв, продолжить обновление троллейбусного парка, но прежде бюджет Березников должен выплатить 32 млн. рублей за приобретенные в лизинг троллейбусы производства «Волгоградского завода транспортного машиностроения». Десять новых машин прибыли в город в конце 2005 года. Еще два новых троллейбуса предприятие получило за счет федеральной компенсации «социальных» проездных. Стоимость каждого «рогатого», изготовленного на заводе им. Урицкого (г. Энгельс) — около двух миллионов рублей. Несмотря на столь масштабные приобретения, изношенность троллейбусного парка составляет шестьдесят процентов. Сейчас на маршруты ежедневно выходит сорок машин — две трети всего парка.

ЕСЛИ ВЫ ТАКИЕ УМНЫЕ, ЧТО Ж СТРОЕМ НЕ ХОДИТЕ?
И, наконец, маршрутки. Евгений Журавлёв полагает, что муниципальный общественный транспорт вполне способен конкурировать с частным. И прежде всего, по мнению нового директора ТУ, необходимо упорядочить график движения муниципального транспорта и частников, «чтобы и они ходили по расписанию, а не по желанию». Любопытно, что в этом вопросе Евгений Журавлёв фактически, едва ли не дословно, продолжает генеральную линию Вячеслава Журавлёва, а впрочем, и других коммунальных начальников.

ПРОДОЛЖАЯ ГЕНЕРАЛЬНУЮ ЛИНИЮ
В незапамятные «льготные» времена тот же Дмитрий Володин публично сетовал, что необходимо льготы отменять, что пусть бы все платили, ведь из бюджета возмещает убытки транспортников нерегулярно и нестабильно. Правда, монетизация льгот, повторим, облегчения транспортникам не принесла. Когда на улицах появились маршрутки, главным конкурентным преимуществом вертлявых такси стала быстрота их движения и более низкие, в сравнении с муниципалами, цены – 5 против 7 рублей. Для кого-то копейки, а кому и четверть буханки хлеба. Позднее Законодательное Собрание передало транспортные тарифы на усмотрение органов местного самоуправления. И в Березниках был установлен единый тариф для всех видов общественного транспорта (включая частные) – 7 рублей. Кстати, это единственный в истории Прикамья, когда власть установили для цен не верхний, а нижний предел, и более того – отказывает частникам, просящим разрешить снижение цен.

С этой генеральной линией точка зрения Евгения Журавлёва на способы победить в конкурентной борьбе совпадает полностью: «Гипотетически нам было бы выгодно, чтобы частники повысили стоимость билета до девяти-десяти рублей. Но они на это не пойдут, потеряют пассажиров». Именно поэтому новый директор ТУ рассудительно намерен взяться за проблему с другого конца: всё упорядочить и заставить своевольных частников не гоняться как угорелые за лишним рублём, а степенно соблюдать график и постепенность движения. Идея, согласитесь, новаторская.

МАРШУТ НЕИЗМЕНЕН
Итак, исполнился месяц работы Евгения Журавлёва на посту директора МУП «Березниковское троллейбусное управление». Определены основные направления выведения предприятия из кризиса: добиться возмещения убытков из бюджета, не допустить снижения цен (по признанию Евгения Журавлёва, прошлогоднее повышение проездных цен с 5 до 7 рублей не обеспечил безубыточной работы троллейбусного управления, куда уж снижать?) и приструнить частников. Большой разницы с основными направлениями работы ТУ при Дмитрии Володине не заметно. Но это, наверное, и к лучшему. От добра добра не ищут, а новый директор наверняка придаст работе в этих направлениях динамичность и уверенность. Главное – маршрут правильный.

А ГДЕ-ТО И ЦЕНЫ СНИЖАЮТ
Пермские перевозчики снижают цены на общественный транспорт по личной инициативе. Как сообщил ведущий специалист муниципального комитета по транспорту г.Перми Владимир Суслов, эксперимент по снижению стоимости проезда на городских маршрутных «газелях» начало ООО «Камский Экспресс» еще в марте этого года. Тогда в порядке эксперимента на кольцевом маршруте №4Т «пл.Дружбы-пл.Комсомольская» был введен тариф на проезд в размере 5 рублей, вместо установленных ГорДумой 10 рублей. По итогам эксперимента оказалось, что даже при стоимости проезда 5 рублей, маршруты являются рентабельными.

В связи с этим директор «Камского Экспресса» Евгений Фридман принял решение запустить также в порядке эксперимента с мая 2006 года еще виде «Газели» на один из длинных городских маршрутов №9Т «Клуб Кирова – ст.Пермь-2». Стоимость проезда в этих автобусах составит 10 рублей, тогда как другие перевозчики взимают с пассажиров «газелей» на этом маршруте по 20-30 рублей, в нарушении установленных Городской думой тарифов. Евгений Фридман считает, что не только на коротких маршрутах, но и на длинных, связывающих центр Перми с Кировским и Орджоникидзевским районами, оплата в размере 10 рублей позволит работать перевозчикам с прибылью.

Как пояснил Владимир Суслов, Комитет по транспорту внимательно отслеживает проведение эксперимента и надеется, что он будет успешным: «Не грех бы и остальным перевозчикам присоединиться к инициативе, проявляемой ООО «Камский экспресс», и решить для себя, что является более выгодным, возить по пять пассажиров за 20-30 рублей или, обеспечивать наполняемость салона на 100%, соблюдая при этом установленные Думой тарифы и заслуживая при этом звание добросовестных перевозчиков в нашем городе».

ОТВЛЕЧЁННОЕ
Впрочем, что нам пермский опыт? Зачем, в самом-то деле? Тут разве в ценах и стабильности общественного транспорта интрига?

Текст: Андрей Шельга
Публикуется впервые. При подготовке публикации использованы материалы:
ИА «Верхнекамье»
ИА «Новый Регион»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса